В апреле погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 20,6 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 86,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,3% ниже уровня 2014 г.
В апреле внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов выросли на 2,2% к апрелю 2014 г., в то время как экспортные перевозки сократились на 3,2%. Экспортные перевозки снизились в Великобританию (-61,5%), Китай (-21,5%), Финляндию (-34,7%) и Казахстан (-50,7%).
Минэнерго России разработало проект энергетической стратегии с учетом санкций Запада до 2035 г. Согласно документу, к 2020 г. уровень добычи нефти на российской территории снизится до 514 млн т (-2%), а к 2035 году — до 476 млн т (-10%). При этом к 2025 г. ожидается рост экспорта нефти на 15-17% из-за сокращения первичной нефтепереработки внутри России в результате «налогового маневра» в отрасли. К 2020 г. за счет повышения глубины переработки выпуск бензина и дизеля может вырасти на 21% (до 46 млн т) и на 24,6% (до 95 млн т) соответственно.
По апрельскому прогнозу Минэкономразвития, объем добычи нефти в России в 2015 г. может увеличиться к предыдущему году на 0,3% в базовом сценарии прогноза и на 0,6% в оптимистичном. Рост экспорта нефти ожидается около 3% к показателям 2014 г. Вследствие проходящей на части нефтяных мощностей страны модернизации, направленной на увеличение глубины переработки, а также закрытия устаревших производств в 2015 г. экспорт нефтепродуктов может увеличиться лишь на 1,6% (в годовом исчислении по базовому варианту). В апреле поставки сырой нефти на НПЗ сократились на 0,1%.
В среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего высокого объема железнодорожных перевозок нефтепродуктов и перераспределение грузопотока с внутренних направлений на экспортные. Однако, перевозки сырой нефти будут сокращаться вслед за ростом доли трубопроводного транспорта в экспортных поставках.
Комментарии