Национальный автомобильный союз просит ввести контроль за оборотом
метанола через его учет в ЕГАИС. С такой инициативой объединение обратилось к
премьеру Михаилу Мишустину. По мнению союза, несмотря на запрет, метанол
по-прежнему используется в составе стеклоомывающих жидкостей, а его широкая
доступность приводит к регулярным массовым отравлениям. Предложенные же меры
позволят усилить контроль за оборотом, улучшить свойства стеклоомывателей, а
также увеличить спрос на метанол. В Минпромторге готовы обсуждать идею после
формирования соответствующего реестра производителей.
Национальный автомобильный союз
(НАС) обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением применить к
метанолу единую государственную автоматизированную информационную систему
(ЕГАИС), которая уже действует для учета алкогольной продукции. Копия письма
союза от 9 октября есть у “Ъ”.
На данный момент правила оборота
метанола регулирует утвержденный в конце мая 2025 года закон, который в том
числе содержит санитарно-эпидемиологические нормы, а также требования к
перевозке и погрузке-разгрузке метилового спирта как опасного груза. Но, пишет
президент НАС Антон Шапарин, система госконтроля в этом секторе недостаточно
эффективна. «Значительные объемы метилового спирта годами беспрепятственно
поступают в нелегальный оборот»,— указывает он. По данным Антона Шапарина,
несмотря на запрет, метанол по-прежнему используется в составе стеклоомывающих
жидкостей, а его широкая доступность приводит к регулярным массовым
отравлениям.
Проблемы с отравлением этиловым
спиртом существовали в России до введения ЕГАИС, которая обеспечила контроль
оборота алкогольной продукции, говорится в письме. Введение аналогичной системы
для метилового спирта позволит понять, как именно метанол попадает в
нелегальный оборот, и прекратить случаи массового отравления суррогатами
алкоголя с содержанием метилового спирта.
Кроме того, рассчитывают в НАС,
распространение на метанол ЕГАИС позволит легализовать использование этого
спирта в составе автомобильных стеклоомывающих жидкостей при условии его
обязательной денатурации (введение в состав специальных добавок, меняющих цвет,
запах и вызывающих рвотный рефлекс при распитии). Как поясняли в Минпромторге,
запрет на производство и реализацию стеклоомывающих жидкостей с метанолом
установлен в мае 2000 года в связи с применением метилового спирта в
производстве контрафактного алкоголя.
Сейчас, говорится в письме НАС, в
стеклоомывателях используется изопропил, потребительские свойства которого
«намного хуже» метанола. Так, сказано в обращении со ссылкой на исследование
журнала «За рулем», вязкость метаноловых стеклоомывающих жидкостей при
отрицательных температурах намного ниже, чем у содержащих изопропил. Замеры в
салоне автомобиля с постоянно включенным омывателем стекол также показывают,
что при использовании метанола его предельно допустимая концентрация в рабочей
зоне водителя достигается примерно через пять минут, а с изопропилом
критический предел наступает на порядок быстрее, указывают в НАС. При этом
изопропиловый спирт также применяется в качестве антисептика. Так, резкий рост
спроса на изопропиловый спирт во время пандемии привел к тому, что в 2023 году
одна канистра стеклоомывающей жидкости подорожала на 40%, до более 1 тыс. руб.,
отмечается в письме.
По мнению Антона Шапарина,
применение ЕГАИС для метилового спирта позволит оказать существенную поддержку
его производителям, сохранить и увеличить переработку природного газа, а также
повысит доходы бюджета. В правительстве обращение не прокомментировали.
В Минпромторге сообщили “Ъ”, что
регулирующий оборот метанола закон предусматривает создание реестра, куда будут
включены все легальные производители метилового спирта. Формирование реестра
закончится к 1 ноября 2025 года, потому идею о внедрении системы учета можно
обсуждать только после определения числа субъектов предпринимательства, в
отношении которых будет распространено данное требование, отметили в
министерстве.
Управляющий партнер NEFT Research
Сергей Фролов считает предложение НАС «абсолютно здравым». Он напоминает, что
омывающая жидкость на основе метанола широко используется в Северной Европе.
Для производителей метанола, по его словам, возможность его использования в
качестве сырья в стеклоомывателе стала бы подспорьем: «Сейчас российские заводы
разгружены из-за закрытия основного экспортного направления — рынка ЕС».
Как отмечали в Rupec, если оценки
емкости российского рынка стеклоомывателя в объеме более 1 млн тонн верны,
потребность в метаноле для производства жидкостей можно оценить до 400 тыс.
тонн. Сергей Фролов добавляет, что можно рассмотреть и возможность
использования метанола при компаундировании бензинов. В текущих условиях такая
опция не будет лишней для некоторых НПЗ, отмечает эксперт.
По оценке Нины Адамовой из ЦЭП
Газпромбанка, в 2025 году производство метанола в России составит около 4,15
млн тонн, увеличившись на 10% по сравнению с прошлым годом. По ее словам, пока
продажи на экспорт растут интенсивнее, чем внутренний спрос, так как география
зарубежных поставок диверсифицируется. Например, метанол начали поставлять в
Бразилию. Но в целом за три года экспорт метанола из России снизился более чем
на треть, говорит госпожа Адамова. В 2024 году отечественные компании поставили
за рубеж 1,25 млн тонн метилового спирта, по итогам текущего года аналитик
оценивает объем российского экспорта примерно в 1,4 млн тонн. По данным
консалтинговой компании «Имплемента», в 2024 году лидерами потребления российского
метанола вместо стран Европы стали Китай, Турция и Белоруссия.
Ольга Мордюшенко