Ирина Кезик
Падение рентабельности переработки вынудило нефтяников снизить загрузку
нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), что привело к падению прокачки сырья внутри
страны, сообщили источники «Известий» в отрасли. В то же время падение цен на
нефть ниже санкционного «потолка», позволило нарастить экспортные поставки в
апреле на 12–14%. Влияние этой ситуации на внутренний рынок нефтепродуктов
будет обсуждаться на совещании у вице-премьера правительства Александра Новака
в среду, 14 мая. По словам собеседников «Известий», чтобы не допустить дефицита
топлива на внутреннем рынке, участники мероприятий планируют обсудить
налоговые, логистические и прочие меры поддержки отрасли.
В правительстве обсудят дисбаланс на рынке нефтепродуктов
На рынке нефтепродуктов сложилась
«достаточно нестандартная ситуация», которая потребовала проведения
специального совещания в правительстве, сообщил источник «Известий». Оно
состоится 14 мая под председательством вице-премьера Александра Новака, следует
из материалов к заседанию, с которыми ознакомились «Известия».
— Из-за падения цен на нефть в
настоящее время рентабельность реализации нефтепродуктов в России для
вертикально-интегрированных компаний отрицательная. Акцизов они платят больше,
чем получают возмещение по демпферу. Поэтому компании предпочитают снижать
загрузку своих заводов, что приводит к снижению прокачки нефти внутри страны,
по системе «Транснефти». В то же время, учитывая, что сегодня российская нефть
торгуется ниже «потолка» цен, установленного санкциями западных стран, экспорт
нефти растет. По нашим данным, только за апрель он увеличился на 12–14%, —
отметил источник «Известий» в отрасли.
По его словам, чтобы обсудить
сложившуюся ситуацию, не допустить дисбаланса и дефицита топлива на внутреннем
рынке, кабмин и проведет совещание.
Вопрос о причинах снижения
прокачки нефти по системе «Транснефти» действительно стоит в повестке совещания
у вице-премьера Александра Новака, следует из материалов к заседанию, с
которыми ознакомились «Известия». Однако, там не отмечается, на сколько
снизилась прокачка нефти.
«Известия» направили в «Транснефть», Минэнерго
и крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании запрос с просьбой
предоставить комментарий по этому вопросу.
Критично ли снижение транспортировки нефти
«Транснефть» ожидает, что в 2025
году объем прокачки нефти по ее трубопроводной системе сохранится на уровне
2024 года. Об этом в марте заявил глава компании Николай Токарев в кулуарах
съезда РСПП. Ранее вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов сообщал, что
компания по итогам 2024 года ждет снижения транспортировки нефти по своей
системе на 2% из-за обязательств России в рамках ОПЕК+, а нефтепродуктов — на
уровне предыдущего года при небольшом росте поставок на внутренний рынок. В
2023 году «Транснефть» планировала прокачать по своей системе 463 млн т нефти.
По словам руководителя
направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольги Орловой,
снижение транспортировки нефти по системе «Транснефти» — это явление временное
и вряд ли нанесет какой-то существенный урон нефтетранспортной монополии.
— Сложно говорить сейчас о
каких-то объемах из-за отсутствия информации. Но я не думаю, что это каким-то
образом может оказать влияние на финансовое положение «Транснефти», — полагает
эксперт.
С ней согласен доцент Финансового
университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. По его словам, кроме
прочего, снижение прокачки нефти по системе «Транснефти» было обусловлено сокращением
российского нефтяного экспорта в связи с действием соглашения ОПЕК+. То есть
речь не идет о том, что российские НПЗ недополучают сырье.
— В то же время косвенное
негативное влияние на рынок оказывает рост тарифов на прокачку нефти. Напомню,
что с 1 января 2025 года они увеличились на 9,9%, хотя первоначально
предполагалось, что рост составит 5,8%. Вкупе с общей крайне высокой налоговой
нагрузкой на нефтяной сектор такое повышение тарифов усиливает давление на
отечественную нефтепереработку, снижает инвестиционную привлекательность
проектов по развитию и модернизации НПЗ, что в конечном итоге не может не
отражаться и на рынке нефтепродуктов, — отметил Андрианов.
Демпфер во главе угла
Стоит напомнить, что фискальная
нагрузка на нефтяную отрасль в этом году увеличилась. С 1 января 2025 года
выросли акцизы на нефтепродукты: на бензин АИ-95 — с 15,65 до 17,09 тыс. рублей
за тонну, на дизтопливо — с 10,84 до 12,12 тыс рублей за тонну. По
предварительным расчетам, в апреле 2025 года размер демпфера для бензина может
составить 7,65 тыс. рублей.
При этом цены на нефть снизились.
По данным Минэкономразвития, если в январе средний уровень цен на Urals
составлял $67,66, то в апреле — $57,76 за баррель.
— Учитывая, что акциз — величина
постоянная, а размер демпфера меняется в зависимости от рыночных условий,
естественно, что нефтяники в этом году с каждым месяцем получают всё меньше
выплат по демпферу, — отметила Ольга Орлова.
Справка «Известий»
Демпфер — механизм, который был создан для сдерживания внутренних цен на
топливо. Его начали применять с 1 января 2019 года. Он призван выровнять
привлекательность экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителей
нефтепродуктов и обеспечить достаточную для ведения бизнеса маржинальность
розничного рынка.
Демпфер рассчитывается по разнице
между экспортной стоимостью топлива и внутренней ценой. Если эта разница
положительная, а экспорт нефтепродуктов становится выгоднее поставок на
внутренний рынок, тогда государство «помогает» нефтяным компаниям, если разница
отрицательная — наоборот, нефтяники вносят деньги в госбюджет.
Демпфер выплачивается только в
том случае, если средняя оптовая цена топлива за месяц не выросла больше, чем
индикативная (условная внутрироссийская) на 10% на бензин и 20% на дизтопливо.
Индикативная цена в 2025 году составляет 60,45 тыс. рублей за тонну для бензина
и 57,2 тыс. рублей для дизтоплива.
По данным Минфина, выплаты из
российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу снижаются с
начала года: в январе 2025 года они составили 156,4 млрд рублей, в феврале —
148,3 млрд, в марте — 100,3 млрд, в апреле — всего 62,7 млрд рублей.
При этом, как отмечает Ольга
Орлова, несмотря на сезонные ремонтные и посевные работы, по данным Минэнерго
запасы нефтепродуктов в настоящее время на 2–3% выше, чем в начале текущего
года.
— С одной стороны, сейчас нет
видимых причин для беспокойства. Однако, демпферные выплаты снижаются, как и
привлекательность нефтепереработки в целом, поэтому лучше провести анализ
ситуации сейчас и купировать возникновение возможных топливных кризисов, нежели
потом разбираться в ситуации и вводить дополнительное ручное управление
отрасли. Тем более, что цены на нефть на мировом рынке снижаются с начала года
и очень сильно зависят от нестабильного геополитического фактора, — считает
эксперт.
Комплексный подход
Как отмечается в материалах к
заседанию в правительстве, участники совещания действительно комплексно обсудят
ситуацию на рынке нефтепродуктов. В повестке также стоят вопросы
маржинальности, налоговой нагрузки в связи с введением акцизов, предложения по
приоритизации поставок нефтепродуктов железнодорожным транспортом на внутренний
рынок. Кроме того, на совещании обсудят вопрос внесения изменений в приказ о
нормативах биржевых продаж топлива, предусматривающих обязательства по
реализации 1% от объемов по сделкам, заключенным по поставочным фьючерсным
договорам, ситуацию с ценами для сельхозпроизводителей, работу механизма
запрета экспорта нефтепродуктов для непроизводителей.
Стоит напомнить, что в середине
апреля заместитель главы Минфина Алексей Сазанов заявлял, что в ближайшее время
на совещании у вице-премьера Александра Новака планируется утвердить и новые
параметры отклонений биржевых цен на топливо от индикативных, при которых
демпфер не будет обнуляться. Как ранее писали «Известия», регуляторы обсуждают
возможность разрешить нефтяникам отклоняться от индикативной цены на 15% и 25%
на бензин и дизельное топливо соответственно. Эксперты считают, что подобные
послабления могут привести к росту оптовых цен на моторное топливо и снижению
рентабельности независимых АЗС.
Валерий Андрианов считает, что не
стоит забывать и о том, что проблемы с обеспечением топливом отдельных регионов
РФ возникают именно из-за трудностей с логистикой, а именно из-за заторов на
железной дороге. Что ведет к повышению цен на бензин для населения.
— В этой связи снижение с начала
2025 года приоритетности вывоза нефтепродуктов по железной дороге с третьей
очереди до шестой создает определенные риски. Безусловно, из этого правила
могут делаться исключения в зависимости от ситуации на рынке, но, как
показывает практика, к таким мерам прибегают тогда, когда дефицит уже возник и
начался рост цен на АЗС. Иными словами, летом нынешнего года не исключено
повторение ситуации 2024-го, когда приходилось прибегать к экстренным мерам с
целью недопущения резкого увеличения цен на бензин и дизель, — полагает
эксперт.
По словам гендиректора
Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-МЕДИА»)
Тамары Сафоновой, если дизельное топливо транспортируется по системе
«Транснефти» в объеме ориентировочно до 50% от объема производства, то бензин —
до 10% от объема производства в России. Остальной объем нефтепродуктов
направляется по системе «РЖД» и автомобильным транспортом.
— Таким образом, для обеспечения
стабилизации цен в период проведения сельскохозяйственных работ обеспечение
приоритетности поставок моторного топлива по железной дороге имеет большое
значение, — полагает эксперт.
По ее словам, такой опыт уже был
реализован в марте 2024 года, когда очередность приоритизации железнодорожных
поставок нефтепродуктов переносилась с шестой в третью очередь.