Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотка
возглавили рейтинг российских регионов по доступности покупки новых
автомобилей, замыкают список Ингушетия и Чечня, свидетельствует исследование РИАНовости Рейтинг российских регионов подоступности покупки автомобиля
Ситуация на авторынке
В 2025
году российский авторынок характеризовался значительным снижением продаж и
замедлением темпов автокредитования. За 11 месяцев продажи новых легковых
автомобилей снизились на 17,8% в годовом выражении, составив 1,19 миллиона
единиц. По данным Банка России, за десять месяцев 2025 года объем выданных
автокредитов вырос лишь на 13,7% (+355 миллиардов рублей), тогда как за
аналогичный период годом ранее рост достигал 49% (+845 миллиардов рублей).
Эксперты РИА Новости ожидают, что в среднесрочной перспективе быстрого
возвращения к прежним рекордным темпам роста не произойдет, а восстановление
продаж и рынка автокредитования будет постепенным и умеренным.
Согласно
исследованию РИА Новости, в 2025 году в России доля семей, которые финансово
могли себе позволить приобретение в кредит и владение новым недорогим
автомобилем (стоимостью 1,3 миллиона рублей), составила 20,5%. Как показали
результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей в текущем году
немного выросла по сравнению с 2024 годом, главным образом - из-за роста
зарплат и небольшого снижения процентных ставок по автокредитам. При этом
доступность покупки автомобиля очень дифференцирована в региональном разрезе.
Основными факторами, определяющими эти различия, являются заработные платы,
стоимость жизни, ставки по кредитам.
Для
оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты
РИА Новости провели исследование и составили девятый ежегодный рейтинг регионов
по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и
оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.
Как считали рейтинг
В
качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют
возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля
в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и
осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения
работающих по величине зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался
при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита в три года.
Помимо
кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем:
КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная
смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на
основе данных за 2025 и 2024 годы.
Семейные
доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии
с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели,
предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета
прожиточных минимумов, идет на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а
вторая половина семейного бюджета - на прочие расходы. Анализ проведен
независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как
средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых
хотя бы один человек имеет работу.
Зарплаты,
стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и
прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.
Для
регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей
брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из
показателей смешанного цикла.
В лидерах Крайний Север
Как
показало исследование, регионы продемонстрировали очень отличающиеся результаты
по доле семей, которым доступна покупка автомобиля в кредит. Так, у лидирующего
региона доля семей, которым доступна покупка и содержание нового недорогого
автомобиля, в 30 раз больше, чем у региона замыкающего рейтинг. В среднем же
пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна
покупка и содержание недорогого автомобиля, в рейтинге 2025 года в 14 раз.
Показатель
доступности нового недорогого автомобиля (с учетом затрат на кредит и
содержание) превышает 50% для среднестатистической семьи лишь в одном субъекте
РФ. Еще в четырех регионах эта доля семей находится в диапазоне от 40% до 50%.
Таким образом, только в пяти регионах доступность находится на достаточно
высоком уровне. Также неплохой уровень доступности покупки автомобиля (от 30%
до 40% семей) наблюдается еще в семи регионах.
Лидером
текущего рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ с результатом 57,8%.
Второе и третье места заняли Чукотский автономный округ и Магаданская область с
результатами в 49,4% и 44,8% по доле семей, соответственно.
В целом,
отмечают эксперты, в регионах-лидерах - очень высокие зарплаты по российским
меркам. Также в первую пятерку попали Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(43,1%) и Москва (42,1%). Вторая столица - Санкт-Петербург - в текущем рейтинге
занимает 11-е место, а доля семей составляет 31,1%. Нахождение двух столичных
городов России в числе регионов-лидеров по доступности также объяснима,
учитывая относительно высокие зарплаты в них.
Лидирующими
регионами по доле семей, способных купить в кредит и содержать автомобиль
средней стоимостной категории по цене 2,9 миллиона рублей, являются ЯНАО (29,1%
семей), Чукотка (25,2% семей) и Магаданская область (20,2% семей). В целом в 12
регионах России 10% и более семей могут себе позволить покупку и содержание
автомобиля стоимостью 2,9 миллиона рублей.
Северный Кавказ в конце списка
Вместе с
тем для большого количества семей в значительной части регионов России
приобретение и содержание нового даже недорогого в текущих реалиях автомобиля
(стоимостью 1,3 миллиона рублей) без значительных сбережений является трудно
реализуемой задачей. В 13 регионах менее 10% семей могут приобрести в кредит и
без особых сложностей обслуживать новый недорогой автомобиль.
Замыкают
рейтинг главным образом Северо-Кавказские республики: Республика Ингушетия, где
лишь 1,9% семей могут позволить себе приобрести и содержать новый автомобиль за
1,3 миллиона рублей на официальную зарплату, Чеченская Республика (2,3%),
Республика Дагестан (3,7%), Кабардино-Балкарская Республика (4,2%) и Республика
Калмыкия (4,9%). Тогда как приобрести и содержать средний по цене автомобиль в
этих регионах могут порядка 1% семей.
Рейтинг российскихрегионов по доступности покупки автомобиля