Снижение цен на нефть и ставок фрахта способствовало росту экспорта
российского сырья. По итогам апреля отгрузки через порты выросли до 448 тыс.
тонн в сутки, вернувшись к уровню декабря, до введения масштабных санкций США.
В условиях стабильного спроса на нефть в Азии и удешевления перевозок
сохранение текущих объемов поставок ожидается и в мае.
Перевалка российской нефти в
портах в апреле восстановилась до показателей декабря 2024 года — 448 тыс. тонн
в сутки, подсчитали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). Относительно марта
отгрузки выросли на 9,1%. Таким образом, поставки вернулись к уровню,
предшествующему введению масштабных санкций США против нефтяного сектора РФ, в
том числе в отношении более 180 танкеров. В январе в условиях этих ограничений
экспорт нефти из РФ сократился примерно на 5% (см. “Ъ” от 27 февраля).
По данным ЦЦИ, наибольший
месячный прирост в апреле показали отгрузки через порт Козьмино — на 17,79%, до
139 тыс. тонн в сутки. Суточные поставки через Усть-Лугу увеличились на 8,95%,
до 73 тыс. тонн, через Приморск — на 4,76%, до 110 тыс. тонн. Загрузка порта
Новороссийск сократилась за месяц на 13,64%, до 57 тыс. тонн в сутки.
К началу мая рост отгрузок
продолжился. Как следует из исследования ЦЦИ, за неделю 28 апреля — 4 мая
загрузка портов РФ российской нефтью выросла на 6,4% к предыдущей неделе, до
около 523 тыс. тонн в сутки.
Старший аналитик ЦЦИ Алексей
Политов говорит, что ключевыми направлениями экспорта остаются Индия, Китай и
Турция, где сохраняется стабильный спрос на российские сорта благодаря
привлекательной цене. По оценкам ЦЦИ, средняя стоимость нефти марки Urals в
российских портах в апреле составила $55,8 за баррель, а в начале мая
опустилась до $51 за баррель.
Эксперт по фондовому рынку БКС
Людмила Рокотянская считает, что рост экспорта в апреле во многом объясняется
снижением мировых цен на нефть, которое сопровождалось ускоренным
восстановлением добычи странами ОПЕК+. Если картель продолжит постепенно
восстанавливать ранее сокращенные объемы добычи, это может создать
дополнительные условия для увеличения экспорта из РФ, полагает она. Кроме того,
эксперт указывает на восстановление поставок в Китай, которые ранее были
частично нарушены из-за январских санкций США. Алексей Политов добавляет, что в
мае участники рынка ожидают сохранения апрельского уровня экспорта или
незначительного роста.
Как сказано в обзоре ЦЦИ,
снижение цен на российскую нефть до уровня менее $60 за баррель — потолка,
установленного странами G7,— привлекло дополнительный флот и рост конкуренции
между судовладельцами привел к снижению ставок фрахта, которые резко росли в начале
года. По данным аналитиков, стоимость перевозки нефти из Козьмино в Китай
снизилась на 60% от пиковых значений этого года, до $3,3 за баррель. Перевозка
из западных портов подешевела на 10–20%, до $1,5–2,5 за баррель.
По оценкам S&P Global, в
апреле танкеры, связанные со странами G7, перевозили 1,27 млн баррелей в сутки
(б/с) российской нефти. Это на 54% больше, чем месяцем ранее, и самый высокий
показатель с марта 2024 года, указывают аналитики.
По данным, которые приводит
S&P Global, связанные с G7 танкеры в апреле перевезли 26,9 млн баррелей
Urals, суда других стран — 23,5 млн баррелей.
Эксперт Финансового университета
при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает, что предпосылок для роста цен на
нефть пока не наблюдается в условиях геополитической напряженности и торговых
войн. Дополнительно на рынок будет влиять решение ОПЕК+ нарастить добычу в июне
на 411 тыс. б/с, что втрое больше первоначального плана, указывает он.
Между тем ограничения в отношении
флота, перевозящего российскую нефть, могут быть расширены. По данным
Bloomberg, в готовящийся 17-й пакет санкций ЕС может войти до 150 танкеров,
подозреваемых в обходе ценового потолка. Людмила Рокотянская отмечает, что
основной риск — если США поддержат ЕС и введут аналогичные ограничения.
Господин Юшков полагает, что ЕС, скорее всего, не станет вводить ограничения на
новые суда, а продублирует американские списки. По его словам, танкеры, которые
уже попали под санкции США, и так сталкиваются со сложностями при страховании,
обслуживании и т. д. и санкции ЕС не окажут дополнительного давления. Но,
продолжает эксперт, если ЕС расширит список новыми судами, это может привести к
перестройке логистических цепочек. По его мнению, под наибольшим риском
находятся танкеры, заходящие в балтийские порты, где в последнее время
участились задержки и усиленные проверки, что может свидетельствовать о
намерении ЕС ужесточить контроль.
Ольга Семеновых