Конфереция

На топливном рынке едва не создали искусственный кризис

На бирже СПбМТСБ в конце октября было зафиксировано резкое снижение объемов отгрузки бензина по биржевым контрактам. В последнюю неделю октября объемы отгрузки бензина АИ-95 упали на 80%. Причиной стали ожидания трейдеров снижения цен.

Комментарий
Иван Андриевский, к.э.н.
Председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К»

На оптовом рынке бензин АИ-95 с начала года подорожал примерно на 12,7%, тогда как на АЗС стоимость топлива увеличилась только на 5,6%. Двукратная разница может свидетельствовать об искусственном «нагревании» оптового рынка, что и послужило основанием для прогнозов о предстоящем снижении цен на топливо. В итоге трейдеры начали продавать контракты на поставки бензина по цене ниже действующей, ожидая, что к моменту поставок стоимость топлива упадет. В ответ ключевой поставщик бензина в центральном регионе – Роснефть – для поддержки спроса на бензин и в целях предотвращения падения цен сократила объемы поставок топлива на биржу.

Таким образом, борьба нефтяников с трейдерами едва не стала причиной топливного кризиса – ведь АЗС могли резко отреагировать на проблемы с поставками и повысить цены. Сейчас инцидент улажен, но ситуация вполне могла выйти из-под контроля. Поэтому регулятору рынка необходимо исключить возможность возникновения подобных ситуаций в будущем.

В России существует очевидная проблема опережающего темпа роста цены в оптовом сегменте. Рано или поздно этот рост отразится и на розничных ценах, которые сейчас сдерживаются вниманием к топливному рынку со стороны правительства. Однако рентабельность работы, прежде всего, независимых АЗС невысока, и они не смогут держать цены в ущерб своей прибыли. Вызывают определенные вопросы и действия игроков оптового рынка – как трейдеров, так и поставщиков. Судя по всему, этот сегмент нуждается в повышенном контроле со стороны регулятора.
Комментарии
Конфереция