По оценкам экспертов, в мире на природном газе работает более 30 млн автомобилей. Использование газомоторной техники позволяет снизить вредное влияние на окружающую среду, считают специалисты. Впрочем, в России коммерчески выгодно это пока только для общественного транспорта, а личные и грузовые автомобили требуют конкретных условий эксплуатации для экономии. Кроме того, развитие сегмента сдерживают рост цен на альтернативное топливо и ограниченное количество специализированных АЗС в России.
Природный газ — один из наиболее предпочтительных видов топлива для автотранспорта в разрезе соответствия глобальной повестке устойчивого развития (ESG) и снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду, говорят опрошенные эксперты.
Согласно статистике, в 2020 году более 5 млн тонн загрязняющих веществ выделено в атмосферу от автомобильного транспорта в России. Использование же газомоторной техники позволит снизить выбросы парниковых газов более чем на 25%, а также увеличить срок службы двигателя автомобиля, потому что такая техника соответствует экологическому классу «Евро-6». По данным Автостата, стандартам «Евро-5» и выше в России соответствуют только 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% легких коммерческих автомобилей и 22,6% легковых автомобилей. По состоянию на 1 января 2021 года более половины российского грузового автопарка не соответствует даже нормам «Евро-2», поэтому проблемы токсичности такого транспорта и объемы выбросов вредных веществ в окружающую среду имеют сегодня одно из приоритетных направлений для государства, финансовых институтов и бизнеса, в том числе в рамках развития «зеленой» экономики, считает генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
Газомоторное топливо (ГМТ), используемое на транспорте, разделяется на три типа: СУГ (сжиженный углеводородный газ или пропан/бутан), КПГ (компримированный природный газ, метан) и СПГ (сжиженный природный газ, метан), рассказывает партнер Strategy Partners Александр Постников. Для легкового транспорта наибольшее распространение получил СУГ, но с увеличением затрат на получение аккредитации в лаборатории и роста стоимости СУГ с 20 до 30–35 рублей целесообразность перевода автомобилей резко снизилась, считает эксперт. Магистральные грузовые автомобильные перевозки используют СПГ (дает пробег около 1 тыс. км), а пробег на КПГ — около 400 км, приводит статистику господин Постников. Ниша КПГ — это общественный транспорт, коммунальная техника, пригородные и региональные грузовые перевозки, добавляет он.
За последние пять лет объем потребления газомоторного топлива в России вырос на 88%, отмечают в «Газпромбанк Лизинге». Основными потребителями КПГ, по данным Национального агентства прямых инвестиций, в 2020 году стали грузовые автомобили (97%) и автобусы (83%). СУГ используют в качестве топлива легковой (73%) и легкий коммерческий транспорт (89%).
По итогам 2020 года российский автопарк на газомоторном топливе насчитывал 226,6 тыс. единиц транспорта, это на 27 тыс. автомобилей (или на 12%) больше 2019 года. Из этого объема 137,3 тыс. приходится на легковой транспорт, 48,8 тыс. — на легкий коммерческий транспорт, 27,7 тыс. — на автобусы, 12,1 тыс. — на магистральный грузовой транспорт, 700 единиц — на дорожно-коммунальную технику.
Большая часть транспортных средств на газомоторном топливе приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (19,8 млн единиц) и Латинской Америки (5,48 млн единиц), замечает господин Калинкин. «Мировыми лидерами являются Китай, Иран, Индия, Пакистан и Аргентина. В Европе природный газ используется на 2 млн автомобилей, а безусловный лидер на европейском рынке — Италия с 1,1 млн машин в эксплуатации»,— перечисляет эксперт.
По данным аналитического агентства Natural Gas Vehicle Global, в 2019 году в мире насчитывалось 28,5 млн единиц транспорта на природном газе, которые заправляются на 33,4 тыс. газовых автозаправочных станциях. К концу 2021 года, согласно оценке экспертов агентства, ожидается, что на природном газе в мире будет работать более 30 млн автомобилей.
Личный и коммерческий парк
Для того чтобы перевести автомобиль на ГМТ, сначала нужно получить заключение сертифицированной испытательной лаборатории о том, что на машину можно установить подобное оборудование. С этим заключением необходимо обратиться в технадзор ГИБДД и получить разрешение на установку, далее переоборудование осуществляется в сертифицированных автосервисах, где после монтажа следует получить документы для прохождения проверки в испытательной лаборатории. После прохождения проверки и получения протокола из испытательной лаборатории необходимо опять обратиться в технадзор ГИБДД и пройти осмотр. Если на осмотре не выявлено никаких нарушений монтажа, то выдается свидетельство о соответствии ТС с изменениями конструкции требованиям безопасности. С этим свидетельством нужно обратиться в МРЭО ГИБДД и проставить отметки в ПТС и СТС о переоборудовании машины, рассказывает об этапах процедуры генеральный директор компании «Автокапитал» Антон Соловьев.
«Сложность оформления и выросшая стоимость газа на заправках до 32–33 рублей за литр убивают интерес к установке газового оборудования»,— считает он.
В большинстве случаев люди обращаются к небольшим частным компаниям, но при этом не исключены проблемы с сертификацией и регистрацией подобных изменений в ГИБДД, а автомобилей, которые изначально оснащаются газовым двигателем, в России по-прежнему мало, говорит руководитель отдела продаж ISUZU Rus Алексей Храмцовский.
Российские автолюбители нечасто переводят свои автомобили на газовое топливо, замечает старший руководитель проектов группы компаний SRG Евгений Афанасьев. Стоимость установки составляет от 25 до 100 тыс. рублей в зависимости от поколения оборудования и объема баллона. Экономия от перехода на новый тип топлива составит около 7 тыс. рублей в год на каждый 10 тыс. км пробега, приводит расчеты специалист. Таким образом, выгода должна оцениваться индивидуально — исходя из среднегодового пробега и предполагаемого срока эксплуатации транспортного средства.
По мнению генерального директора компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилии Марковой, средняя стоимость переоборудования легкового автомобиля выше и составляет около 70–80 тыс. рублей, при этом срок окупаемости, по различным оценкам, не превышает девяти месяцев, а экономия на топливе каждые 100 тыс. км составляет более 200 тыс. рублей. Она отмечает, что при переоборудовании грузового транспорта и автобусов эффект более ощутим.
Транспорт на газовом топливе, без сомнения, является более экологичным и обеспечивает существенную экономию на длинном плече, что актуально в первую очередь для крупных логистических компаний и FMCG-ритейлеров с собственными парками автомобилей, считает господин Храмцовский. «Мы все чаще сталкиваемся с подобными запросами со стороны клиентов, и это говорит о хороших перспективах продаж техники, работающей на газе»,— подчеркивает он.
Городская инициатива
Применение газа в качестве топлива может быть коммерчески целесообразно именно в общественном транспорте, кроме этого, он более выгоден для переоборудования из-за технических особенностей хранения газа на борту, соглашается директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. Как показывает практика, в среднем окупаемость по переоборудованию автопарка на природный газ составляет 6–7 лет. Однако срок может быть и меньшим, в случае активной эксплуатации машин, считает он, приводя в пример транспорт Томска, где все автобусы ПАЗ работают на КПГ, специальные баллоны с которым устанавливаются на крышу.
Господин Калинкин подчеркивает, что среди городов, активно внедряющих технику на газе, на первом месте располагается Ростовская область (количество автомобилей на ГМТ составляет 14 865 единиц), далее следуют Республика Татарстан (10 948 единиц транспорта на ГМТ), Ставропольский край (12 830), Краснодарский край (13 802), Нижегородская область (7460). Основные преимущества использования ГМТ на общественном транспорте — экономичность (дешевле дизельного топлива или бензинов) и экологичность (снижение выбросов CO2, NOx, твердых частиц).
В Петербурге также активно развивается газозаправочная инфраструктура, а на линии автобусов на различных видах газа в 2022 году планируется вывести около 2800 единиц техники. Автобус большого класса в среднем потребляет 46,7 л дизельного топлива (ДТ) на 100 км, аналогичный автобус, использующий компримированный природный газ (КПГ), потребляет 62,7 куб. м газа, а автобус на сжиженном природном газе (СПГ) — 35,35 кг газа, приводят расчеты в комитете по транспорту Петербурга. Учитывая, что средний ежегодный пробег городского автобуса приближается к 60 тыс. км, переход одного автобуса на КПГ или СПГ снизит потребление ДТ на 28 тыс. л. Таким образом, выбросы парниковых газов сократятся до 23%, выбросы твердых частиц — до 95%, добавляют в ведомстве.
Преграды для развития
Основными факторами, сдерживающими переход к использованию техники на газе в России, являются недостаточно развитая инфраструктура и тот факт, что схема предоставления субсидий при покупке таких транспортных средств не отработана и не затрагивает часть зарубежных производителей, считает господин Храмцовский. Инфраструктура для заправки транспорта на газе развита довольно слабо: доля специализированных станций составляет чуть более 2% от общего количества АЗС в России (около 24 тыс. единиц), соглашается господин Афанасьев.
В 2020 году количество АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции) в России составило 519 штук, что на 56% больше 2019 года и на 64% превысило данные 2016 года. Заправочная инфраструктура постепенно развивается и, по оценкам экспертов, количество АГНКС в 2021 году достигнет 596 штук, а к 2025-му — 1293 станций, приводит прогнозы господин Калинкин.
По мнению господина Якимова, в сегмент транспорта на природном газе будут поступать большие инвестиции, а сама отрасль начнет активно развиваться по всей стране, учитывая, что международные требования к экологическим характеристикам двигателей становятся строже, и Россию эти требования тоже касаются.
Екатерина Загвоздкина