В Ростовской области активно развивается современная автозаправочная
инфраструктура. Ставка делается на использование менее карбонизированных видов
топлива – сжиженного углеводородного газа (СУГ) и компримированного природного
газа (КПГ). Это подтверждает тот факт, что Ростовская область – признанный в
России лидер по количеству метановых АГНКС (автоматических газонаполнительных
компрессорных станций).
По данным правительства
Ростовской области, с 2020 года в регионе на газомоторное топливо переведено
более 7 тыс. единиц транспорта. Сейчас на Дону общее количество таких
транспортных средств превышает 15 тыс., из которых около 1 тыс. – автобусы,
работающие на регулярных маршрутах. В регионе есть собственное производство
компрессоров, заправочных колонок, систем осушки газа и др. оборудования.
Строительству объектов газозаправочной инфраструктуры значительно способствует поддержка
со стороны региональной власти.
Один из примеров – уникальный для
России заправочно-зарядный комплекс со всеми видами топлива и малотоннажным
производством сжиженного природного газа (СПГ) и крио-АЗС, который компания
«Донметан» ввела в эксплуатацию в Октябрьском районе региона в начале этого
года. Новый объект соответствует требованиям по локализации (используется
только отечественное оборудование от местного производителя), экологичности,
близости к федеральной трассе, а также по видам и количеству транспорта
(включая электромобили и СПГ-транспорт), который можно обслуживать
одновременно. Запуск комплекса состоялся в рамках соглашения, заключенного
между инвестором и правительством Ростовской области. В ходе реализации проекта
был использован механизм господдержки в виде предоставления субсидии
Министерства энергетики РФ.
В регионе понимают, что от работы
таких объектов есть экономический эффект. Во-первых, газомоторное топливо в два
раза дешевле бензина и дизельного топлива. Во-вторых, по оценкам специалистов,
пробег грузовика на СПГ на одной заправке достигает 1,5 тыс. км. и более, что
положительно влияет на себестоимость грузоперевозок. В-третьих, создание такой
заправочной инфраструктуры способствует в регионе росту транспортного потока и
грузооборота. Наконец, влияет на развитие общественного транспорта в крупных
городах и агломерациях. Существующий в стране опыт это подтверждает. Так,
значительная часть пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге осуществляется
автобусами на СПГ. А недавно из таких же автобусов был сформирован парк
городского транспорта в Волгограде. Постепенно количество автобусов на
природном газе увеличивается и в городах Ростовской области.