«Многие хотели бы продать бизнес, но спроса нет». Геннадий Панкеев, совладелец новосибирской сети АЗС «Прайм»

Как независимые АЗС в кризис уходили в убыток, чтобы не терять долю рынка, “Ъ" рассказал совладелец новосибирской сети АЗС «Прайм» (21 АЗС «Синтез») Геннадий Панкеев. — Ситуация на топливном рынке региона изменилась с начала года и за время скачка цен на бензин весной? — Весной оптовые цены выросли на 25–30%, а розничные — на 5–10%, и независимые нефтетрейдеры были вынуждены работать в убыток. Для крупных нефтекомпаний эта ситуация не стала катастрофической — они просто перенесли центр прибыли в оптовое звено, компенсируя убытки в рознице. Независимые сети такой возможности не имеют, в итоге многие из них оказались на грани выживания. В результате принятых правительством мер ситуация на рынке, за исключением некоторых регионов (Дальний Восток, Камчатка, Восточная Сибирь), стабилизировалась. Но надолго ли хватит этого затишья — большой вопрос. Сейчас мы опять видим ускоряющийся рост цен на бирже. Соотношение мировых цен на нефть, курса рубля, уровень акцизов и экспортных пошлин обеспечивают существенную премию при поставке топлива на экспорт относительно внутреннего рынка. — Какова маржинальность бизнеса независимых АЗС? — Объективная картина будет видна по итогам года, но если брать, например, ситуацию один-два месяца назад, то она у многих игроков регионального рынка была отрицательной. — В таких условиях число участников рынка падает? — В Новосибирске пока никто своих позиций не сдал. В других регионах (Алтай, Томск) картина выглядит печальнее. Сегодня многие хотели бы продать свой бизнес, но спроса на него нет — рынок в упадке. Продавать с серьезным дисконтом люди пока не готовы. — Отмечаете снижение объемов продаж? — Весной многие АЗС европейской части России стали поднимать цены в рознице вслед за ростом цен в опте. Цены на этих АЗС были несколько выше, чем на АЗС вертикально интегрированных нефтекомпаний (ВИНК.— “Ъ”). В результате реализация ГСМ у таких независимых нефтетрейдеров упала на 20–30%. Вернуть назад прежние объемы реализации очень сложно, а нередко невозможно вообще. Мы в Новосибирске эту историю уже проходили: практически каждый год в Сибири случается дефицит топлива и снижается маржинальность бизнеса. Большинство участников рынка стараются даже в убыток себе держать цены на бензин на одном уровне с АЗС ВИНК. Так что о снижении объемов продаж в целом в Новосибирской области сейчас говорить не приходится. — Где независимые АЗС закупают топливо? — У нас долгосрочный контракт с «Газпром нефтью», они поставляют топливо на нашу нефтебазу. В целом «Газпром нефть» занимает около 80% рынка поставок топлива в Новосибирскую область. «Роснефть» в основном осуществляет поставки для своей сети. На бирже нефтетрейдеры приобретают лишь небольшие партии топлива. — В условиях падения доходов расширяют ли независимые АЗС розничную торговлю? — В ситуации, когда бизнес становится низкомаржинальным, нефтетрейдерам приходится внедрять новые сервисы, позволяющие заправкам зарабатывать хоть какие-то деньги. Здесь главное — не переборщить: далеко не всем, кто приезжает заправить автомобиль на АЗС, нравится стоять в очереди, дожидаясь, пока клиенты выбирают булочки.
Комментарии
Конфереция