12.02.2016 09:22
Комментарии: 0
Просмотры: 1296
Мировая нефтяная отрасль переживает один из самых сильных кризисов за всю современную историю, заявил на лондонском форуме International Petroleum Week президент НК «Роснефть» Игорь Сечин. Но есть и хорошие новости - выход из кризиса не за горами: спрос на нефть будет расти, а повторения сланцевого бума в США уже не произойдет, уверен он.
- С учетом кратно возросших удельных операционных и капитальных затрат нынешние цены, пожалуй, минимальны с 1973 года, цитирует Сечина газета Известия.
- С особой остротой подтвердился наш тезис о разрыве между финансовыми инструментами нефтяного рынка, которые, собственно, и определяют цены, и характеристиками реального развития отрасли.
Более того, продолжил Игорь Сечин, весь прошедший год прошел под знаком «ценовой войны»: игроки финансового рынка стали упорно играть «на понижение», а многие аналитические центры «услужливо» указывали рынку на всё более низкие ценовые ориентиры, считает глава «Роснефти». В результате падения инвестиций в нефтяную отрасль, эти «игроки» смогли выиграть порядка $250–300 млрд, оценил Игорь Сечин.
Тем не менее, уже в ближайшее время стоит ожидать обратной тенденции - на повышение мировых цен, считает топ-менеджер, за счет роста спроса в Китае, Индии и ряде азиатских и африканских стран. Но если в прошлый раз этот рост был покрыт взрывным ростом сланцевой добычи в США в 2013–2014 годах, то теперь этого опасаться не стоит - такого же взрывного роста добычи, как пару лет назад, ждать не приходится, считает Игорь Сечин.
- Представления о том, что сланцевая добыча в США станет «автоматическим и единственным» регулятором ценовой ситуации, были сильно преувеличены. В 2015 году в большей мере поведение ряда стран ОПЕК стало таким «регулятором», к сожалению, с отрицательным знаком, - отметил он.
- Американское Управление энергетической информации минэнерго предполагает, что в будущем во всех реалистичных сценариях добыча сланцевой нефти в США в перспективе будет сокращаться, несмотря на ожидаемый рост цен. Ни при каких разумных гипотезах добыча в США не может повторить скачка 2012–2014 годов.
Не меньшую роль в повышении цен на нефть сыграет также нынешний спад инвестиций в нефтедобычу. По оценкам Игоря Сечина, уже сейчас ежегодный темп падения среднесуточной добычи на разрабатываемых в мире месторождениях оценивается в 3 млн барр./сут, в частности, испытывает спад в добыче один из крупнейших производителей - Саудовская Аравия. До 2025 года она, по оценкам главы «Роснефти», на снижении добычи и низких ценах может потерять до $2–2,5 трлн. По мнению главы компании, наблюдаемое снижение капиталовложений может привести к росту темпов истощения существующих месторождений.
Эти и другие факторы, считает руководитель «Роснефти», позволяют утверждать, что рост предложения нефти в период до 2020 года несколько затормозится, и в условиях сохранения достаточно низких мировых цен на нефть среднегодовой прирост добычи в этот период, скорее всего, не превысит 1 млн барр./сут, а увеличение спроса будет на 1,3–1,5% в год. Уже к концу 2016 года, дисбаланс спроса и предложения нефти может существенно снизиться, а к концу 2017-го возможно даже возникновение ситуации дефицита предложения нефти на рынке (до 0,7 млн барр./сут), которое, правда, может компенсироваться сокращением коммерческих запасов нефти, накопленных в последние годы.
Мировое сообщество оказалось на перепутье — приходить к неизбежному равновесию через истощение ресурсов производителей, риски дефицита или через «осмысленную политику выхода на обоснованные ценовые уровни», отметил он.
По мнению Игоря Сечина, российские нефтяники находятся в хорошем положении, так как стоимость добычи в России — одна из самых низких в мире, к примеру, себестоимость добычи нефти у «Роснефти» составляет $2,7–2,8 за баррель. Если тенденция к росту спроса и выправлению дисбаланса спроса и предложения продолжится, добыча у российских нефтяников в целом и в компании «Роснефть» в частности, может вырасти, считает топ-менеджер. Кроме того, добавил он, в ближайшие несколько лет стоит ожидать роста не только мировых цен, но и компетенции российских нефтяников в части нефтесервиса.
Комментарии