Конфереция

Минтранс выступил за рост приоритета ж/д перевозки нефтянки и металла

Минтранс РФ предлагает поднять приоритетность перевозки по железной дороге на дефицитных направлениях нефтяных грузов, металлов, контейнерных и сельхозгрузов при соблюдении интересов регионов с моногрузами, например, угля, сообщил журналистам замминистра транспорта РФ Валентин Иванов.

Речь идёт о корректировке постоянных правил недискриминационного доступа (ПНД). До конца 2023 года действуют временные правила определения очередности приема грузов к перевозке на железной дороге. РЖД сами определяют приоритетность. Иванов в мае 2023 года говорил, что Минтранс России ожидает к концу года корректировки правил очередности перевозок грузов по железной дороге и пересмотра приоритетности.

"Наш приоритет, чтобы в первую очередь мы могли перевозить на дефицитных направлениях те грузы, которые имеют большую добавленную ценность, занятость и больший налоговый эффект", — сказал Иванов в пятницу в кулуарах Международного железнодорожного салона пространства 1520 "PRO//Движение.Экспо", говоря о предложениях Минтранса по корректировке ПНД.

Отказ от ПНД вводился для повышения приоритета пропуска грузов с более высокой добавленной стоимостью в условиях загруженности БАМа и Транссиба, которые входят в Восточный полигон. До этого в перевозках там основную долю занимал уголь. Он преобладает и сейчас, но структура грузов изменилась в пользу товаров, производство которых обеспечивает занятость наибольшего количества людей и вносит наибольший вклад в ВВП.

В целом грузы для железнодорожных перевозок разделены на три тарифных класса. Первый — это, в том числе уголь, второй, в том числе нефть, зерно, третий, в том числе, алюминий. Грузы первого класса, по сути, низкодоходные грузы.

Иванов пояснил, какие грузы, по мнению Минтранса РФ, могут быть "подвинуты" повыше в приоритетности перевозок при корректировке ПНД.

"Это нефтяные грузы, металлы, продукция, которая идет на импорт и экспорт в контейнерах, продукция перерабатывающих организаций, сельхозпродукция. Это все равно получается иерархическая система с очередями. Возможно, что в каком-то объеме именно для тех регионов, для которых критически важен какой-то объем по моногрузам, может быть, по ним какое-то будет решение, как, например, сейчас по гарантированным объемам вывоза угля. Это делается в рамках правил вывоза", — добавил он.

Иванов отметил, что вопрос правил недискриминационного доступа — это всегда поиск компромисса. "Есть поручение правительства, в рамках которого ключевую роль играет ФАС России. Они этот акт ведут и инициируют внесение изменений в него. На площадке ФАС создана рабочая группа, в которую Минтранс входит. Мы уже ни один раз обсуждали подходы", — рассказал замминистра.

Напомнив о позиции Минтранса в части приоритета тех грузов, которые имеют больший вклад в ВВП для России, большую налоговую доходность для регионального и федерального бюджетов и обеспечивают большую занятность населения, он отметил ряд нюансов. "Есть регионы и моногорода, которые ориентированы на производство одних видов продукции, например, угольной. Для них есть риски в случае снижения объемов, и это неправильно с точки зрения его бюджета и занятости. Поэтому наша задача при формировании ПНД — найти компромисс", — резюмировал он.

Комментарии