Минэнерго РФ к 15 мая подготовит меры по увеличению предложения бензина
и дизтоплива. Идет ли речь непосредственно о производстве бензина и дизельного
топлива или затрагиваются ли еще и вопросы логистики, неизвестно.
Премьер-министр М. Мишустин
поручил Минэнерго РФ утвердить меры по насыщению рынка бензином и дизельным
топливом.
Поручения М. Мишустина по
развитию экономики предложения опубликованы на сайте правительства 2 мая 2024
г.
Больше топлива?
В документе даются поручения
отраслевым министерствам, которые до 15 мая 2024 г. должны разработать
комплексы первоочередных мероприятий на 2024-2025 гг., направленные на
наращивание предложения в соответствующих отраслях.
В т.ч. Минэнерго РФ поручено
утвердить комплекс первоочередных мероприятий по увеличению предложения бензина
и дизельного топлива.
В феврале 2023 г. вице-премьер РФ
А. Новак в Совфеде представил данные за 2023 г., согласно которым:
- первичная переработка нефти выросла на 1,1%, до 275 млн т,
- производство автомобильного бензина выросло на 3,1%, до 43,9 млн т, дизельного топлива - на 3,5%, до 88,1 млн т,
- глубина переработки нефти составила 84,1%,
сохранившись практически на уровне 2022 г. (2022 г. - 83,9%).
Глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов в конце февраля
2024 г. приводил прогноз о том, что переработка нефти в 2024 г. ожидается чуть
ниже прошлого года.
При этом министерство
ориентируется на показатель, который заложен в прогноз социально-экономического
развития, - 275 млн т.
В конце апреля 2023 г. Росстат опубликовал данные за 1й квартал 2024 г., показавшие, что:
- производство бензина в России снизилось на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. и составило 11,0 млн т,
- выпуск дизельного топлива сократился на 2,2%, до
21,9 млн т.
Снижение производства бензина и
дизельного топлива в 1м квартале 2024 г. оказалось небольшим, несмотря на серию
инцидентов на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), связанных в т.ч.
с атаками беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В конце марта 2024 г. А. Новак
сообщил, что Россия нарастила производство бензина после серии атак на НПЗ,
увеличив загрузку имеющихся мощностей.
Вице-премьер тогда подчеркивал,
что у РФ есть потенциал роста переработки за счет свободных мощностей НПЗ.
Одновременно А. Новак указал на
основной барьер для увеличения загрузки НПЗ, который заключается в ограничении
на объем вывоза нефтепродуктов с НПЗ и доставки их до потребителей.
По вопросам логистики Минэнерго
РФ ведется работа совместно с Минтрансом и РЖД.
Касаются ли поручения М.
Мишустина в адрес Минэнерго непосредственно производства бензина и дизельного
топлива или затрагивают ли они еще и вопросы логистики, неизвестно.
Также непонятно, как эти
поручения согласуются с уже реализуемыми программами модернизации НПЗ.
Напомним, что в 2019 г. Минэнерго
РФ заключило 11 соглашений о модернизации НПЗ, а в 2021 г.- еще 21
инвестсоглашение по модернизации и реконструкции, которые стимулируются путем
обратного акциза.
Посредством механизма
инвестсоглашений планируется ввод 50 технологических установок по выпуску
топлива.
К 2030 г. планируется обеспечить
дополнительный объем производства дизельного топлива в 30 млн т/год, бензина -
5 млн т/год.
Это должно по бензину покрывать
все текущие и перспективные потребности российского рынка, а по дизельному
топливу - поддерживать 2-кратное превышение производства над внутренним
спросом.
Что еще нужно для развития экономики предложения?
Работу по развитию экономики
предложения правительство РФ ведет по поручению президента.
Цель - создание современных
индустриальных мощностей и отраслей в России, а также решение ряда системных
задач - от достижения технологического и финансового суверенитета до укрепления
продовольственной безопасности.
Поручения М. Мишустина
сформулированы по итогам прошедшей в правительстве 9 апреля 2024 г.
стратегической сессии о развитии экономики предложения и направлены на
обеспечение достижения целевых показателей экономического роста и снятие
ограничений со стороны предложения.
Поручения получили Минэнерго,
Минстрой, Минтранс, Минпромторг, Минсельхоз, Минспорт, Минздрав, Минтруд,
Минпросвещения, Минобрнауки, Минкультуры.
Эти министерства в рамках своих
компетенций должны подготовить и представить в Минэкономразвития предложения по
повышению производительности труда в отраслях экономики, обратив особое
внимание на выработку отраслевых моделей роста.
Минэкономразвития в свою очередь
должно разработать комплекс мероприятий, предусматривающий в т.ч.
распространение бережливого производства во всех отраслях экономики и
социальной сфере и повышение охвата проектами по повышению производительности
труда средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, а
также всех учреждений социальной сферы.
Отдельно Минсельхозу поставлена
задача подготовить комплекс первоочередных мероприятий, направленных на
увеличение предложения продукции агропромышленного комплекса.
Минпромторгу необходимо
проработать меры, направленные на увеличение предложения промышленной
продукции, в т.ч. легковых автомобилей, лекарств, строительных материалов.
Минэкономразвития даны поручения
в части подготовки комплекса мероприятий по увеличению предложения качественных
туристических услуг, а Минтрансу - обеспечения транспортной доступности
туристических объектов.
Е.
Алифирова
Специальный
корреспондент Neftegaz.RU