Минэнерго предложило продлить запрет экспорта бензина на
сентябрь—октябрь, а для непроизводителей этого топлива — до конца года, выяснил
РБК. Сейчас эмбарго действует до 31 августа, а в июле поставки за рубеж
временно разрешены
Минэнерго предлагает продлить
временный запрет на экспорт бензина для стабильной ситуации осенью. С
соответствующим предложением первый замминистра энергетики Павел Сорокин
обратился к вице-премьеру Александру Новаку (РБК ознакомился с письмом, его
подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием документа).
Ведомство выступило с идеей
«продлить действие временного запрета до конца 2024 года», но «фактически на
сентябрь и октябрь». В период с ноября по декабрь предлагается оставить эмбарго
на поставки за рубеж только для непроизводителей нефтепродуктов «в целях
недопущения «вымывания» демпфированных объемов бензинов товарных с внутреннего
рынка Российской Федерации, нанесения ущерба федеральному бюджету и
дестабилизации ситуации на внутреннем рынке».
В министерстве считают, что
продление запрета на экспорт позволит не допустить «ухудшения ситуации на
внутреннем рынке моторного топлива в условиях ремонтов, проводимых на
нефтеперерабатывающих заводах, в сентябре—октябре 2024 года и сохраняющегося
сезонного спроса в осенний период».
РБК направил запрос в секретариат
вице-премьера Новака и пресс-службу Минэнерго.
Временный запрет на экспорт
бензина был введен с 1 марта по 31 августа в качестве превентивной меры на
период высокого летнего спроса. При этом он не распространялся на поставки по
международным соглашениям в страны ЕАЭС. Но с 20 мая по конец июня эмбарго было
приостановлено. Ограничения отменили для нивелирования рисков «снижения объемов
переработки отдельными НПЗ», а также для «освобождения портов от объема
топлива, планировавшегося к экспорту». Право на экспорт получили только
производители бензина, для так называемых серых экспортеров (непроизводителей)
запрет сохранился. В конце июня экспорт был разрешен еще на месяц — на июль.
Какова сейчас ситуация на внутреннем рынке
Если введение эмбарго привело к
снижению оптовых цен на бензин, то его отмена возобновила тенденцию к росту. В
июле стоимость топлива обновляет максимумы с прошлого года. Так, АИ-92 по
итогам торгов 16 июля подорожал на 1,37% — до 56,360 тыс. руб. за тонну,
следует из данных территориального индекса по европейской части России
Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Его цена 4
июля поднималась до максимума с октября прошлого года, составив 56,488 тыс.
руб. за тонну. Бензин АИ-95 достиг 16 июля 72,417 тыс. руб. за тонну, прибавив
в цене 1,87%. Это максимум с сентября 2023 года.
Вслед за оптовыми ценами
изменились и розничные: за неделю с 2 по 8 июля обе марки бензина (АИ-92 и
АИ-95) прибавили в цене по 0,6%, следует из данных Росстата. С начала года
бензин на АЗС подорожал на 3,6%, что, однако, ниже предельного уровня 4,7%.
На этом фоне Федеральная
антимонопольная служба (ФАС) 12 июля заявила, что поддерживает возврат к
запрету экспорта бензина с 1 августа 2024 года. По мнению службы, это позволит
обеспечить стабильность цен и насытить внутренний рынок в период плановых
ремонтов на НПЗ и повышенного спроса, связанного в том числе с полевыми
работами. Как сообщили РБК в ФАС, решение о продлении запрета на экспорт
бензина с сентября необходимо будет рассматривать с учетом анализа и ценовой
ситуации на топливном рынке.
По информации газеты
«Коммерсантъ», ФАС выступила с предложением не продлевать разрешение на экспорт
на совещании по рынку топлива у Новака 8 июля. В свою очередь, вице-премьер
позицию службы поддержал. Сам Новак 15 июля рассказал журналистам, что
правительство в конце месяца оценит рынок и возобновит запрет на экспорт
бензина в августе, если ситуация будет напряженной. В целом вице-премьер
считает внутренний рынок стабильным, но отметил «чувствительную» реакцию на
поставки бензина АИ-95.
«У нас есть запасы. Просто идет
график ремонтов некоторых заводов, которые должны в ближайшее время выйти, и
объемы будут как прежде», — прокомментировал Новак (цитата по «РИА Новости»).
Как сообщило 15 июля агентство
Reuters со ссылкой на данные источников и собственные расчеты, в январе—июне
российские НПЗ снизили объем нефтепереработки на 5,6 млн т, или 4%, по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 131,8 млн т. Газета
«Коммерсантъ», ссылаясь на собеседников на рынке, пишет, что нефтекомпании
продолжают увеличивать производство бензина, но медленнее, чем растут
потребности в продукте.
Официальную статистику по
производству топлива в России Минэнерго закрыло в мае, чтобы избежать
«манипулирования рынком со стороны недобросовестных его участников». Однако 5
июля ведомство заявило, что текущего объема производства бензина и дизельного
топлива достаточно для полного удовлетворения спроса в высокий сезон. По данным
министерства, среднесуточный уровень отгрузки бензина на внутренний рынок в
июле соответствует аналогичному показателю июля прошлого года (около 106 тыс. т
в сутки), а по дизелю — выше на 13% (в среднем около 166 тыс. т в сутки). В то
же время «нефтяным компаниям было рекомендовано дополнительно увеличить объем
биржевых продаж» как бензина, так и дизеля.
Запрет экспорта бензина показал
свою эффективность в марте—мае, прокомментировал РБК Дмитрий Гусев, заместитель
председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». «Цены,
наверное, впервые за несколько сезонов не росли в это время года.
Соответственно, как только Минэнерго и правительство начали говорить о
возможности возобновить экспорт, а затем приостановили действие эмбарго, цены
пошли вверх», — отметил он.
Однако, если говорить о стоимости
бензина в рознице, то ее рост укладывается в параметры инфляции и на текущий
момент не вызывает беспокойства, считает эксперт. Что касается биржи, то
удорожание топлива связано в том числе с вновь возникшими проблемами по его
доставке и отгрузке, на фоне которых возник повышенный спрос обеспокоенных
покупателей. «Клиенты страхуются, они не понимают, когда придет топливо, когда
оно будет отгружено, поэтому покупают больше», — говорит Гусев.
Эксперт считает ввод эмбарго
«сильной стабилизирующей мерой», поэтому поддерживает продление запрета
экспорта на осень. «В данном случае, я считаю, запрет экспорта нужен, потому
что он будет стабилизировать рынок. Возможно, конечно, в большей степени
морально, но все равно это сыграет свою роль», — полагает Гусев.
Татьяна Киселева