Вопрос о сохранении качества нефти в трубопроводной системе планируется рассмотреть на совещании у вице-премьера России Аркадия Дворковича 18 марта, пишет "Интерфакс". Основной темой станет проблема увеличения доли высокосернистой нефти в потоке. Накануне противники этого решения прикладывают все усилия, чтобы его провалить.
Министерство энергетики считает возможным отложить проект выделения высокосернистой нефти в отдельный поток на порт Усть-Луга до 2020 года, заявил заместитель министра Кирилл Молодцов 11 марта.
"Мы считаем, что в течение пяти лет у нас существенного ухудшения ситуации по сере не будет. Нам важно решить задачу, связанную с неухудшением переработки нефти на территории России. Эта задача, возможно, не потребует выделения отдельного высокосернистого потока на балтийские порты. Мы склоняемся к тому, что до 2020 г. эта задача может быть отложена", - цитирует Кирилла Молодцова ПРАЙМ.
На заявление чиновника резко отреагировала трубопроводная компания "Транснефть". Там считают, что чиновник "превысил свои полномочия, заявив о еще не существующем решении министерства", пишет "Коммерсант". Ранее вопрос выносился на совещание у главы Минэнерго Александра Новака, после которого "Транснефть" представила министерству свои предложения. "После этого не было никаких совещаний по этой теме, так что никакого решения быть не может", - говорят в "Транснефти". В компании отмечают, что, если в правительстве не поддерживают идею выделения трубы под тяжелую нефть, могут быть повышены тарифы для компаний, поставляющих ее в систему.
Постоянное повышение содержания соединений серы в российской нефти - большая проблема, решить которую пытаются не первый год, считают аналитики, эксперты и нефтяники.
Проблема действительно назрела, она актуальная, она очень остро сегодня стоит перед индустрией, полагает аналитик Альфа-Банка Александр Корнилов.
"Если ситуация будет усугубляться и дальше, это приведет к тому, что по ряду направлений мы в течение семи лет придем к содержанию серы порядка 1,8-1,81%,. То есть к 2022 году Urals превратится в сверхвысокосернистую нефть", - начальник аналитического отдела Универ Капитала Дмитрий Александров. - Дифференциал к Brent будет увеличиваться ,если мы никак не увеличим объем внутренней переработки и утилизации серы".
Вариант экспорта по отдельному направлению высокосернистой и сверхвысокосернистой нефти позволяет, никак не влияя на общий объем денежных поступлений от экспорта нефти, создать ситуацию, при которой сама по себе Urals окажется в безопасности от дальнейшего повышения сернистости выше критического уровня, считает Дмитрий Александров. Но, главное, это позволит сохранить высокое качество идущей в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион смесь ВСТО.
"Улучшение не будет значительным, будет понемножку на всех направлениях. Но чтобы это представлять, потребуется провести тщательное исследование новой ситуации с экспортом нефти и поставками на НПЗ", - говорит генеральный директор "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова.
Высокосернистую нефть в систему сдают, в основном, "Башнефть" и "Татнефть". И другие нефтяные компании фактически улучшают за счёт своей хорошей нефти качество Urals, которую "Башнефть" и "Татнефть" продают на общих основаниях. Фактически, речь идёт о дотировании отдельных нефтяных компаний за счёт остальных.
Сами нефтяники решить эту проблему оказались не в состоянии. Между прочим, на строительство принадлежащего "Татнефти" нефтеперерабатывающего комплекса ТАНЕКО было потрачено более 200 млрд рублей, в том числе 16,5 млрд рублей из Инвестиционного фонда России. И теперь ежегодно к этой сумме прибавляется около $460 млн потерь из-за снижения качества российской нефти.
Еще в 2014 году на ухудшение качества Urals из-за роста содержания серы жаловался "Сургутнефтегаз". А президент "Лукойла" Вагит Алекперов написал в 2014 году письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, где указал, что качество нефти, поступающей на отечественные НПЗ, ухудшается из года в год. Тогда вице-премьер поручил профильным ведомствам совместно с "Транснефтью" и нефтяными компаниями проработать вопрос регулирования схемы грузопотоков для исправления ситуации.
Решение было найдено - выделить добываемую в России высокосернистой нефти в отдельный трубопровод для транспортировки в балтийский порт Усть-Луга. Это позволит создать новый российский сорт нефти, аналогичный иракским сортам Kirkuk и Basrah Blend, с высоким содержание серы - на уровне 2,1-2,3%.
"В целом, как идею, мы поддерживаем внедрение отдельного экспортного потока", - заявил директор департамента трубопроводного транспорта и развития инфраструктуры "Роснефти" Игорь Дегтярёв.
О поддержке выделения высокосернистой нефти в отдельный экспортный нефтепровод заявили и в "Лукойле".
"Мы в целом поддерживаем идею необходимости локализации сернистых потоков, - считает начальник управления транспортной логистики "Лукойла" Мусса Аушев. - Давайте разберемся, действительно посмотрим, какое решение наиболее подходящее для всех участников, потому что в целом, мы понимаем, что поставлять на рынок качественные нефтепродукты для страны гораздо более прибыльно".
Сами нефтеперерабатывающие предприятия проблему повышения содержания серы в сырье решить не могут - у них нет систем подготовки нефти - смешивания разных сортов или компаундирования, считает пожелавший сохранить анонимность источник в одной из нефтяных компаний.
- НПЗ нужна именно лёгкая малосернистая нефть, потому что она позволяет выдать больше товарного бензина, дизеля и авиатоплива. Это отражается и на цене топлива: чем выше содержание серы, тем дороже стоит переработка, значит, выше цена на АЗС, - говорит он.
Комментарии