Минэнерго России поддержало идею перехода на композитный индекс
инфляции для розничных цен на топливо вместо индекса потребительских цен (ИПЦ).
Позиция министерства и соответствующие расчеты направлены на согласование в
Минэкономразвития, Минфин, ФАС и "Российский топливный союз" (РТС)
(документ есть в распоряжении ТАСС).
В письме, подписанном первым
замминистра энергетики Павлом Сорокиным, отмечается, что текущие розничные цены
на АЗС компаний, придерживающихся социально ориентированной ценовой политики,
не обеспечивают достаточной рентабельности, поскольку рост отраслевых издержек
не полностью учитывается в ИПЦ.
"Таким образом, переход на
композитный индекс инфляции в системе нефтепродуктообеспечения не повлечет
избыточного роста цен на АЗС при стабильных макропараметрах. Учитывая
изложенное, Минэнерго России просит в возможно короткий срок представить
позицию по указанному расчету", - говорится в документе.
По данным Минэнерго, композитный
индекс инфляции на 2026 год составит 5,7%, что выше прогноза по ИПЦ (4%).
Основной вклад в его рост вносит увеличение расходов на оплату труда. Так,
повышение средней заработной платы в РФ и МРОТ, на которые приходится 40% веса
в новом индексе (Минэнерго ссылается на данные РТС), прогнозируется на уровне
7,1%.
Помимо роста зарплат, в новый
индекс предлагается включить с разными весовыми коэффициентами другие факторы:
рост налоговой нагрузки (акцизы) - 25%, увеличение кредитной нагрузки из-за
изменения ключевой ставки - 2%, повышение тарифов ЖКХ - 13%, рост транспортных
тарифов - 10%, а также рост стоимости обновления основных средств - 10%.
Министерство указывает, что
схожий принцип реализован для индексации тарифов на железнодорожные перевозки.
Об инициативе РТС
Ранее "Российский топливный
союз" выступил с инициативой о переходе на использование композитного
индекса вместо ИПЦ в качестве ориентира для регулирования розничных цен на
топливо. РТС предлагал учитывать при ценообразовании на АЗС отраслевые
издержки, которые, по мнению союза, не отражаются в индексе потребительских
цен.
В качестве аргументации
приводилось значительное повышение акцизов, рост налоговой нагрузки, тарифов и
других затрат предприятий топливной отрасли.
После этого вице-премьер
Александр Новак поручил ключевым ведомствам, включая Минэкономразвития,
Минэнерго, Минфин, ФАС и Росстат, проработать предложение РТС и представить
результаты.
Сообщалось, что Минэкономразвития
России не поддержало эту инициативу. В письме, подписанном замминистра Михаилом
Каминским, отмечалось, что предложение РТС нецелесообразно, поскольку
действующие меры регулирования, включая демпферный механизм и временные
ограничения на экспорт бензина, обеспечивают сдерживание роста цен.
В Минэкономразвития подчеркнули,
что расчет композитного индекса не входит в компетенцию Росстата и не может
быть официально статистически подтвержден. Кроме того, его применение может
привести к "обнулению демпфера" и ускоренному росту цен на топливо,
что косвенно повлияет на общий уровень инфляции.