Мифы и легенды рынка моторного топлива

Автомобильное топливо – товар ежедневного спроса. И миллионы автовладельцев по всей стране следуют неведомо откуда взявшимся суевериям о бензине и АЗС. «Моя машина очень чувствительна к бензину. – часто говорят водители. – Поэтому я заправляюсь только там-то и нигде больше». Даже в рамках одного бренда водители разделяют хорошие и плохие заправки, несмотря на понимание, что сеть работает по единым стандартам. Кто-то ездит заправляться на те АЗС, где были замечены полицейские машины: мол, они на плохом бензине ездить не будут. Спорный продукт большинства сетевых АЗС – это брендированный бензин. Автовладельцы в большинстве своем представляют, что его чуть более высокая стоимость – это плата за улучшенное качество. Но не все понимают, чем этот бензин лучше. Кроме того, бытует мнение, что таким бензином нужно пользоваться только время от времени – с целью прочистить двигатель. В общем, с таким простым, казалось бы, продуктом, как бензин, у потребителей до сих пор нет полной ясности. Зато полно мифов, которые стоят того, чтобы в них разобраться. Быстрее, лучше, сильнее «Если честно, то с брендированным бензином такая же история, как и со всеми остальными вещами. Не факт, что лучше, если дороже. Очень много денег тратится именно на рекламу. Тут просто нужен опыт, и вы сами определите, какой бензин лучше подходит вашему авто», – пишет пользователь Ляля на форуме datsun-russia.com А тем временем топливные сети обзаводятся своими марками топлива: «Лукойл» предлагает «Экто plus» и «Экто sport», BP – Ultimate (причем есть даже Ultimate Diesel), ТНК – Pulsar, «Роснефть» – «Фору», «Газпром нефть» – G-Drive, Shell – V-Power. Основной рекламный посыл – это большая экологичность такого топлива по сравнению с обычным, защита двигателя и повышение его мощности. У водителей возникает вопрос: «А что, если этот бензин хороший, значит, весь остальной плохой?» «Отечественные бензины – лучшие бензины в мире,– утверждает ведущий аналитик компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков. – Если бы наш бензин не соответствовал стандартам мировых автомобильных концернов, они бы не стали открывать здесь свое производство. Но обычного хорошего бензина для конкурентного топливного рынка уже недостаточно – топливные компании должны предлагать клиенту автомобильное топливо с улучшенными характеристиками. Выводя на рынок так называемые премиальные сорта, производитель топлива раскручивает собственную торговую марку, демонстрирует приверженность к инновациям в этой области, ну и, конечно, зарабатывает». По данным заместителя директора департамента углеводородного сырья компании Creon Energy Константина Нижегородова, из года в год в общем объеме производства растет доля бензина класса «Евро-5». Если в 2012 г. она составляла всего 24%, то в прошлом году – уже 85%. Как правило, премиальные сорта топлива получают из обычного заводского бензина (дизельного топлива), вводя в него различные присадки, обычно импортные. Все предлагаемые на рынке присадки улучшают топливо по двум показателям. Моющие присадки очищают инжекторы, клапаны и выпускную систему двигателя от нагара и коксовых отложений и поддерживают чистоту двигателя. Антикоррозийные присадки защищают от коррозии все металлы, которые используются в топливных системах. В дизельное топливо, помимо прочего, вводят присадки, повышающие цетановое число для улучшения воспламенения и более мягкого сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Существуют еще антивспенивающие, антидымные и смазывающие присадки. По сути, рекламные обещания топливных компаний об экономии и повышении мощности двигателя просто описывают результат работы чистого двигателя. «С позиции термодинамики добавки не повышают теплотворную способность исходного топлива, – объясняет Виктор Костюков. – Но поддержание впускной и выпускной систем в идеальной чистоте, естественно, позитивно скажется на работе двигателя. Та доля топлива, пусть и небольшая, например, в силу слабой искры из-за закоксованности или из-за засорения инжектора, которая ранее не успевала сгорать в камере и впустую вылетала в выхлопную трубу, теперь включается в работу двигателя, повышая его мощность, ресурс, экономичность и экологичность». Поэтому мнение, что бензин с присадками нужно использовать время от времени, – миф. По словам Виктора Костюкова, применение моющих присадок в автомобильном топливе стало нормой для производителей топлива в странах Европы, Японии и США. В России таких требований к топливу нет, зато есть своя специфика рынка. Экономить нельзя тратить По мнению аналитиков, 99% потребления брендированного бензина приходится на владельцев личных авто. И есть разница между потреблением бензина в Москве и городах-милионниках и по всей остальной России. «Популярность брендированных марок топлива в столицах и городах-милионниках выше, чем в небольших городах, – констатирует эксперт-аналитик УК «Финам» Алексей Калачев. – Прежде всего потому, что там и продвинутых автолюбителей, проявляющих интерес ко всему эксклюзивному, побольше, и больше новых машин, и предложение присутствует в полной мере, да и уровень доходов повыше (цены на «бренд» со улучшенными свойствами, как правило, несколько выше). Впрочем, продвижение происходит быстро. Если изначально брендированными были премиальные марки топлива, то в последние годы ставка делается на массового потребителя – теперь брендируется и 92-й бензин, и дизтопливо. А на фоне сомнений в качестве бензина в регионах и на АЗС мелких сетей многие автовладельцы предпочтут именно «бренд», т.к. вероятность его подделки меньше». Однако, несмотря на улучшенные качества брендированного топлива, транспортные компании переходить на него не спешат. «Главной проблемой, мешающей массовому использованию фирменного топлива, является фактическая неспособность автомобилистов оценить реальный эффект от его применения: в большинстве случаев отследить уменьшение выброса вредных веществ или увеличение производительности двигателя не удается. Крупные транспортные компании вряд ли сэкономят на ремонте и обслуживании автопарка, используя брендированное топливо: даже если присадка в бензине окажется качественной и будет способствовать уменьшению износа двигателя, это не значит, что компания сможет отказаться от профилактического ремонта и регулярного проведения ТО, – поясняет директор по послепродажному обслуживанию ГК «Автоспеццентр» Валентин Коробельников. – Еще одной причиной замедления роста популярности фирменного бензина стал тот факт, что за последние 6–7 лет рынок наполнился большим количеством дешевых отдельно продающихся присадок, которые можно самостоятельно смешивать с обычным топливом в определенных пропорциях». На улучшенном бензине могли бы ездить автомобили таксопарков в силу того, что для постоянно эксплуатирующихся автомобилей было бы выгодно экономить ресурсы двигателя. Но нет. Обычно таксопарки экономят на бензине, выбирая самое дешевое топливо из имеющегося на рынке. «Как правило, таксисты поддерживают нелегальную торговлю бензином, – рассказал «Ко» близко знакомый с ситуацией сотрудник одной из АЗС на условиях анонимности. – Машины в таксопарке выходят из строя в среднем за три года. Речь о бережном отношении к двигателю и уж тем более об экологичности не идет. Таксисты экономят на топливе каждую копейку. Есть несетевые АЗС, которые работают именно на эту аудиторию. АЗС покупает на нефтебазе, например, Аи-80, затем непосредственно в цистерну добавляются вещества, повышающие октановое число. На выходе получается ядреная смесь, которая на несколько рублей дешевле обычных бензинов на известных заправках. Вся эта комбинация противозаконна и могла бы легко раскрываться правоохранительными органами – достаточно просто поднять документы и посмотреть, какой бензин и в каких количествах был продан АЗС на нефтебазе и какой бензин в каком количестве продала сама АЗС. Но такие заправки «крышуются» местной властью». «Одиночных заправок лучше избегать, – советует автовладельцам Виктор Костюков. – Не потому что там обязательно плохой бензин – нет, он может быть и хорошего качества. Но фактически контроль качества тут определяется честностью владельца заправки и даже управляющего точкой, т.е. риск здесь есть. На сетевых АЗС контроль качества продукции в разы серьезнее, службы внутренней безопасности в крупных топливных компаниях работают на совесть». Uniqальное предложение. Собственным премиальным топливом обзаводятся и небольшие независимые сети. В 2007 г. на российском рынке появилась компания «Топливный регион» бизнесменов Виталия Гапоненко и Владимира Трубникова, которая в 2011 г. решила производить собственное брендовое топливо для небольших сетей АЗС. «Брендовое топливо, а точнее, топливо с моющими многофункциональными присадками, появилось на отечественном рынке сравнительно недавно, тогда как в европейских странах и в США добавление моющих компонентов уже является стандартом, – рассказывает заместитель генерального директора по вопросам маркетинга ООО «Компания «Топливный регион» Анастасия Михайлова. – В России их внедряют только вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые обладают добывающими подразделениями, нефтеперерабатывающими заводами, крупными нефтебазами и, конечно, собственными сетями АЗС. Более скромные по размерам заправочные сети – независимые операторы – в своем арсенале имеют несколько меньше возможностей. Отсутствие топлива премиум-класса снижает их конкурентоспособность. Именно поэтому мы решили разработать готовое решение, которое помогло бы выйти на одну ступень с крупнейшими игроками на топливном рынке и независимым сетям АЗС. Наши партнеры – как раз независимые сети АЗС. Проект «Премиальное топливо Uniq» интересен нашим партнерам по нескольким причинам. Во-первых, разработан фирменный стиль, а значит, отсутствует необходимость в регистрации собственного бренда. Во-вторых, это комплексная маркетинговая поддержка партнеров – от внешнего оформления, до разработки программ лояльности. Кроме того, мы оказываем содействие в вопросах оформления и запуска нового продукта на АЗС, а также проводим полную техническую поддержку, вплоть до проведения необходимых лабораторных испытаний и выезда наших технических специалистов. На данный момент насчитывается более 160 АЗС, где реализуется топливо премиум-класса Uniq. Это сети «ТрансАЗС», «Змей Горыныч», Bestoil, Unkoil, «Уралконтрактнефть», а также многие другие». Проект Uniq компания разработала собственными силами. Основные вложения пришлись на регистрацию торгового знака и собственные производственные мощности. Топливо премиум-класса Uniq – это качественный автомобильный бензин, дизельное топливо или сжиженные углеводородные газы (СУГ) с улучшенными характеристиками. В «Топливном регионе» утверждают, что основное отличие Uniq от предложений ведущих компаний заключается именно в присадках. В большинстве случаев российские компании в качестве основы используют присадки от зарубежных концернов. «Мы же добавляем в топливо собственную разработку – линейку присадок Difron, – поясняет Анастасия Михайлова. – Данные продукты уже давно зарекомендовали себя как высокоэффективная альтернатива зарубежным аналогам. В нашей стране действует Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 013/2011). Присадки, входящие в состав топлива Uniq, не изменяют стандарта. Брендовое топливо полностью соответствует экологическому классу базового топлива». Цена репутации Еще один миф, бытующий в народе, гласит, что в выходные заправляться нельзя. Кстати, есть версия того же мифа, что нельзя заправляться в понедельник. Почему-то распространено мнение, что в те или иные дни недели бензин на заправке лучше или хуже – свежий или мутные остатки. «Это неправда, – поясняет Виктор Костюков. – Логистика на заправках зависит не от дня недели, а от наличия товара на каждой конкретной АЗС сети. Все тот же контроль качества гарантирует одинаковое качество бензина на любой АЗС сети в любой день и время суток». Качество бензина – это репутация сети. По слухам, именно из-за недостаточно тщательного контроля качества продукции пострадала компания «Татнефть», которая на данный момент вынуждена предлагать самые низкие цены на рынке. Как утверждает портал Benzin-price.ru, по сравнению с ближайшими конкурентами – BP, «Роснефтью», ТНК, «Лукойлом» и «Газпром нефтью» – «Татнефть» в мае снижала цены на Аи-95 до 35 руб. за 1 л, тогда как у вышеперечисленных компаний цена не опускалась ниже 36,55 руб. Получить комментарий у представителей «Татнефти» не удалось. Среди автовладельцев бытует уверенность, что на разных заправках одной сети АЗС бензин отличается. Топливные компании этот факт отрицают, потому что стандарт качества везде один, и говорят об усилении контроля качества нефтепродукции. Так, в 2013 г. «Роснефть» отчиталась о модернизации мобильных лабораторий. «11 таких лабораторий теперь оборудованы новейшими экспресс-анализаторами, позволяющими получать максимально точные результаты о качестве топлива в течение получаса. Аналогов этому оборудованию на российском рынке на сегодняшний день нет. Использование новой техники было успешно отработано в рамках учений, проведенных на территории сети АЗС в районе г. Туапсе», – сообщает официальный пресс-релиз на сайте компании. Однако более свежих данных о контроле качества топлива на АЗС, принадлежащих «Роснефти», получить не удалось. Несмотря на то, что каждая топливная компания, дорожа репутацией, старается контролировать свои АЗС, и большинство крупных игроков даже отказались от развития по франшизе, увы, остается человеческий фактор. Действительно, во власти директора точки разбавить бензин и подпортить репутацию всей компании. Миф, что на разных точках АЗС бывает разное качество бензина, – вовсе не миф. Как отмечает Алексей Калачев, согласно опросам, 27% автолюбителей предпочитают заправлять машину на одной и той же заправке, 42% – на заправках одной сети, и 20% – на заправках крупных сетей. Мила Кретова
Комментарии
Конфереция