Власти наконец обратили внимание на рекордный рост цен на мазут: ФАС допустила введение регулирования его стоимости. Регуляторы три года назад уже вводили госрегулирование в отношении цен на бензин и продолжают сдерживать их в рознице. Инициативу поддерживают энергетики Дальнего Востока: они используют мазут для производства тепла, но не могут компенсировать расходы через тариф. Власти вряд ли введут регулирование цен из-за проблем отдельных регионов, полагают аналитики, но допускают повышение нормативов продаж на бирже.
ФАС допускает введение госрегулирования цен на мазут. Служба готова обсудить этот вопрос с Минфином и Минэнерго, сказал глава ФАС Максим Шаскольский 18 ноября в Совете федерации. Сейчас в РФ наблюдается дефицит топлива, это ведет к росту цены, отметил он, «нужно увеличивать на предприятиях объемы (производства.— “Ъ”) — если будет больше (мазута.— “Ъ”) на бирже продаваться, то цены пойдут вниз, сейчас объемов недостаточно» (цитата по ТАСС). В Минфине запрос “Ъ” переадресовали в ФАС, в Минэнерго “Ъ” не ответили.
Существенное подорожание мазута объясняется возросшей стоимостью топлива в Европе (см. “Ъ” от 28 сентября). Правительство в последние годы стремилось стимулировать нефтекомпании к снижению выпуска мазута. Так, в 2017 году экспортная пошлина на мазут была приравнена к нефтяной, что привело к снижению рентабельности НПЗ с высокой выработкой мазута. Кроме того, ряд заводов с высокой долей темных нефтепродуктов не смогли претендовать на субсидию в виде возвратного акциза на нефть, тогда как для них росли акцизы на нефтепродукты.