Операторам торговли топливом на АЗС удалось заметно поправить
рентабельность, которая в прошлом году достигала отрицательных значений. По
данным «Петромаркета», к концу марта чистая маржа продажи АИ-92 и АИ-95
увеличилась в 2,4 и 1,8 раза соответственно в условиях падения мелкооптовых цен
на топливо. Но участники рынка говорят о скором снижении рентабельности из-за
предстоящих ремонтов на НПЗ и повышенных акцизов с начала этого года.
Чистая маржа торговли бензином
АИ-95 на АЗС в среднем по РФ на 28 марта достигла 7 руб. за литр, АИ-92 — 6
руб. за литр, подсчитал «Петромаркет» по запросу “Ъ”. На 27 декабря 2024 года
показатели были 3,8 руб. и 2,5 руб. за литр соответственно. Чистая маржа
продажи дизтоплива за тот же период выросла с 0,6 руб. до 5,8 руб. за литр.
Рост маржи в «Петромаркете»
объясняют сокращением мелкооптовых цен, по которым АЗС закупают топливо у
нефтебаз. Как отмечают аналитики, снижение мелкооптовых цен, в свою очередь,
стало возможным благодаря высокой марже торговли топливом на нефтебазах в конце
2024 года. По оценкам Reuters, маржа розничных операторов на внутреннем рынке
топлива в России в марте оказалась на одном из самых высоких уровней за
последние пару лет.
В 2024 году рентабельность
продажи АИ-95 на АЗС уходила в минус и оставалась отрицательной несколько
месяцев подряд. Так, в середине июля чистая маржа реализации этой марки бензина
составляла минус 1,2 руб. за литр, в сентябре — минус 4,2 руб. за литр (см. “Ъ”
от 24 сентября 2024 года). Убытки объяснялись ростом оптовых цен из-за того,
что спрос на топливо увеличивался темпами, опережающими производство этой марки
бензина.
Источник “Ъ” на топливном рынке
говорит, что положительная динамика продлится недолго. По его словам, апрель и
май — традиционный период ремонтов на НПЗ, а расходы участников рынка растут
быстрее уровня инфляции. Кроме того, с 2025 года акцизы на бензин выросли на
13% и их рост неизбежно перейдет на оптовые цены, добавляет источник “Ъ”.
Управляющий партнер трейдера
«Пролеум» Максим Дьяченко поясняет, что к росту маржинальности торговли
топливом традиционно приводят два фактора: увеличение розничных цен и снижение
оптовых котировок. В данном случае, по его словам, совпали оба тренда. По
данным петербургской биржи, с максимумов сентября прошлого года по конец марта
2025 года оптовые цены на АИ-92 снизились на 18,5%, до 50,9 тыс. руб. за тонну,
АИ-95 подешевел на 22,5%, до 57,05 тыс. руб. за тонну. Но, подчеркивает господин
Дьяченко, маржа в районе 6 руб. за литр не позволяет операторам АЗС
зарабатывать достаточную прибыль и инвестировать в развитие.
По словам Максима Дьяченко,
текущий уровень рентабельности прежде всего связан с затовариванием на рынке, а
также превышением предложения над спросом, из-за чего оптовые цены на топливо
находятся под давлением. Кроме того, отмечает он, укрепившийся курс рубля
привел к снижению экспортной альтернативы, что сделало поставки на внутренний
рынок для производителей привлекательнее.
Управляющий партнер NEFT Research
Сергей Фролов отмечает, что цены в рознице не до конца отражают реальную
ситуацию на топливном рынке, так как стоимость на АЗС во многом управляется
вручную. По его словам, уже много лет регуляторы следят, чтобы рост цен в
рознице примерно соответствовал средней официальной инфляции.
Биржевые цены на топливо,
добавляет господин Фролов, возобновили рост на фоне ожидаемого сезонного
увеличения спроса в сегментах личного автотранспорта и коммерческих перевозок
(см. “Ъ” от 10 марта). Рост цен в рознице также неизбежен из-за увеличения
спроса и «неотыгранного» повышения акцизов, указывает аналитик. При этом,
продолжает он, попытка регуляторов «жестко придушить» рост цен в розничном
сегменте грозит сокращением числа АЗС в России, особенно независимых.
В Минфине не видят риска роста
цен на топливо на АЗС выше инфляции из-за повышения акцизов в начале года,
говорил в конце марта замглавы министерства Алексей Сазанов. Росстат оценил
инфляцию с начала года по конец марта в 2,61%, в годовом выражении — в 10,33%.
Ольга Семеновых
Нет комментариев