Лукашенко теряет российскую нефть

Спор между Россией и Белоруссией о ценах на газ перекинулся на нефтяную отрасль. Российские компании значительно сократили поставки нефти на белорусские НПЗ. В связи с этим белорусский президент намерен даже обратиться в суд. Более того, во время встречи с представителями прессы Александр Лукашенко сообщил, что поставки в этом году могут снизится до 12 млн т. Это может нанести серьезный удар по белорусской экономике, поскольку полноценную альтернативу российской нефти Минск найти не сможет. НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ОСНОВА ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ Белоруссия располагает двумя крупными НПЗ в Мозыре и Новополоцке совокупной мощностью 24 млн т. Оба завода являются современными предприятиями и способны выпускать моторные виды топлива стандарта Европ 5, а также другие виды нефтяной и нефтехимической продукции. Нефтепереработка и нефтехимия обеспечивают около 30% объема промышленного производства и половину экспорта страны. Свыше 70% продукции этих отраслей экономики реализуется на внешних рынках, обеспечивая приток в страну столь необходимой валютной выручки. В стране есть собственные нефтяные месторождения. Их разработкой занимается государственная компания "Белоруснефть", которая добывает свыше 1,6 тыс. т/г. Почти вся добываемая в стране нефть экспортируется в Германию. Минск предпочитает получать российскую нефть в рамках Таможенного союза с Россией, а собственную продавать за рубежом. Переработка дешевой российской нефти и экспорт готовой продукции обеспечивают высокую рентабельность, благодаря чему белорусская экономика получает существенную финансовую подпитку и возможность развития. По данным ЦДУ ТЭК в 2016 году российские компании поставили на НПЗ Белоруссии 18,15 млн т нефти трубопроводным и железнодорожным транспортом по сравнению с 23 млн т годом ранее. Согласно графику "Транснефти", в первом квартале 2017 г. НПЗ в Мозыре и Полоцке должны получить 4 млн т российского сырья. Значительное сокращение объемов переработки негативно повлияло на состояние экономики Белоруссии. ВВП страны в 2016 году снизился на 2,6%. В ПОИСКАХ АЛЬТЕРНАТИВЫ Минск неоднократно предпринимал попытки диверсифицировать поставки углеводородного сырья и обзавестись добывающими активами. Во время осложнения отношений с Россией предпринимались попытки завести нефть из Венесуэлы и Азербайджана. Однако логистика поставок было очень сложной и затратной. Нефть сначала поступала морем в одесский порт, а затем по железной дороге до Мозырьского НПЗ. Последняя поставка была осуществлена в октябре прошлого года, когда сбытовое подразделение SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики) отгрузила для Белоруссии партию легкой каспийской нефти объемом 85 тыс. т из грузинского порта Супса. Также неоднократно делались заявления о возможности организации импорта из Ирана, Судана, Ливии и других стран. Альтернативные поставки всегда носили единичный характер, поскольку были экономически нецелесообразны. Более того, Белоруссия стремится приобретать добывающие активы за рубежом. В 2007 году было создано венесуэльско-белорусское совместное предприятие Petrolera BeloVenezolana, в котором "Белоруснефть" принадлежит 40%. СП ведет добычу в районе озера Маракайбо. В 2013 году была приобретена небольшая российская компания "Янгпур", которая ведет разработку нефтяных месторождений в ЯНАО. Приобретение нефтегазовых активов в России и других странах ограничивается только финансовыми возможностями Минска. За рубежом "Белоруснефть" добывает незначительные объемы, которые несопоставимы с поставками из России. НЕФТЬ В ОБМЕН НА БЕНЗИН В 2014 году Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов до 2025 года. В соответствии с этим соглашением российские нефтяные компании обязались поставлять в соседнюю страну 23 млн т/г. Пошлина на поставляемую нефть не взымались. Белорусская сторона, в свою очередь, обязалась отгружать на российский рынок ежегодно 1,8 млн т бензина. При этом, в случае поставок за рубеж нефтепродуктов, произведенных из российского сырья, экспортная пошлина должна былa направляться в российский бюджет. Однако перебои с поставками бензина начались практически сразу после заключения соглашения. Бензин в оговоренном объеме на российский рынок никогда не поступал. После введения в России в 2015 году налогового маневра все экспортные пошлины на нефтепродукты стали перечисляться в бюджет Белоруссии. Кроме того, Минск просил Москву увеличить поставки нефти в 2016 году до 24 млн т/г. и сократить обязательные отгрузки бензина в Россию до 1 млн т, на что получил положительный ответ. Однако поставки в прошлом году были сокращены из-за разногласий в вопросе оплаты за поставленный газ. Доля белорусского бензина на российском рынке никогда не превышала 5%. По данным агентства Argus, в 2016 году железнодорожные поставки белорусского бензина в Россию составили менее 183 тыс. т. сокращение более чем в 4 раза по сравнению с годом ранее. При этом, в конце прошлого года отгрузки этого вида моторного топлива в адрес российских потребителей были ничтожно малыми. Причина столь значительного сокращения низкие цены на российском рынке, что делает его непривлекательным для белорусских поставщиков. Одновременно с сокращением отгрузок в Россию Белоруссия наращивала экспорт на Украину. В 2016 году в эту страну с белорусских НПЗ поступило 1,2 млн т товарного бензина более 81% всего импорта этого вида моторного топлива. По сравнению с 2015 годом поставки белорусского бензина выросли почти в 2 раза. ДЕФИЦИТА НЕ БУДЕТ С 1 января 2017 года на Московском НПЗ начались ремонтные работы, что вызвало ажиотаж на рынке и ожидание дефицита, поскольку завод обеспечивал 34% столичного рынка моторного топлива. В конце прошлого года представители Минэнерго РФ заявляли, что в случае нехватки бензина в России можно рассчитывать на увеличение поставок из Белоруссии. В связи с укреплением национальной валюты в последние месяцы привлекательность российского рынка значительно повысилась. Но из-за обострения отношений между Москвой и Минском в январе 2017 года поставки белорусского моторного топлива в Россию прекратились полностью. Прекращение отгрузок подтвердили представители "Белоруснефти". Однако существующие запасы, низкий спрос в зимний период и текущие объемы производства отечественных НПЗ позволяют утверждать, что дефицита бензина на российском рынке в первом квартале не возникнет, несмотря на сокращение предложения моторного топлива из-за ремонтных работ на Московском НПЗ. В январе 2017 года выпуск автомобильного бензина в России составил 3,27 млн т на 103,6 тыс. т меньше чем за тот же период прошлого года. По самым оптимистическим прогнозам, в настоящее время потребление бензина в стране не превышает 3 млн т в месяц.
Комментарии
Конфереция