· сокращение производства автобензина некоторыми нефтяными компаниями;
· увеличение объемов экспорта автобензина;
· снижение поставок автобензина из Беларуси;
· сокращение отгрузок автобензина мелким оптом в адрес независимых участников рынка;
· крупные объемы закупок товара нефтяными компаниями на биржевых торгах.
Как насытить товаром внутренний рынок?
ЕВГЕНИЙ АРКУША
Президент «Российского топливного союза»
МИХАИЛ ТУРУКАЛОВ
Директор по развитию бизнеса Независимого агентства «Аналитика товарных рынков»
7 июля владимирский индекс СПбМТСБ для бензина Регуляр-92 достиг уровня 41901 руб./т, что стало историческим рекордом. В 2015 году произошли уже две волны роста биржевых цен на бензины.
Первая — со второй половины февраля по начало марта, когда владимирские индексы СПбМТСБ для бензинов выросли на 3000–5000 рублей, или на 9–17%. Вторая волна началась в мае и продлилась до 8 июля. С 12 мая по 7 июля владимирские индексы СПбМТСБ для бензинов выросли почти на 8500 рублей, или на 25%. Предпринятые ФАС России меры позволили во второй декаде июля стабилизировать ситуацию на рынке и побороть ажиотаж (см. «Динамика владимирского индекса…»).
Динамика владимирского индекса для Регуляр-92 и экспортного паритета
Источники: данные СПбМТСБ и расчеты «Аналитики товарных рынков»
Рост биржевых цен на бензины в этом году быстро привел к удорожанию мелкооптовых партий товара у «сбытов» нефтяных компаний. Так, сбытовое предприятие «Газпром нефти» в Москве начало повышать мелкооптовые цены бензинов уже 13 мая, и к началу июля Регуляр-92 у него подорожал на 21%, до 41950 руб./т.
Бензины уже начали дорожать в рознице вслед за скачком цен на бирже и в мелком опте. По данным Московской топливной ассоциации, 13 июля средняя цена Регуляр-92 на АЗС Москвы выросла до 33,85 руб./л, Премиум-95 — до 36,69 руб./л. По сравнению с 1 июня бензины подорожали примерно на 2,4–2,7%.
Январский профицит
В январе–феврале преобладало мнение, что 2015 год будет позитивным для розничных трейдеров, так как баланс спроса и предложения на рынке бензина не нарушится. В начале года в это было легко поверить. За счет модернизации существующих и строительства новых установок в январе и феврале 2015 года в России было произведено 6,8 млн т автобензина, что на 0,36 млн т больше по сравнению с январем–февралем 2014 года.
Кроме того, в начале 2015 года нефтяные компании и независимые участники рынка столкнулись с сокращением реализации бензинов на заправках. Причем как с сезонным снижением продаж, так и по сравнению с началом 2014 года.
По данным ЦДУ ТЭК, экспорт автобензина в январе 2015 года составил 480,3 тыс. т, что на 139,1 тыс. т ниже по сравнению с январем 2014 года. Падение объема экспорта бензина в январе произошло из-за низких мировых цен на нефть и нефтепродукты. В середине января фьючерс на нефть Brent стоил дешевле 50 $/bbl, ценовые минимумы наблюдались и на рынке нефтепродуктов. При этом ставки экспортных пошлин на январь были рассчитаны от более высокой средней цены нефти за период с 17 ноября по 12 декабря 2014 года.
В январе 2015 года экспорт бензина был затруднен эффектом «ножниц Кудрина», поэтому рекордный объем производства не получалось нивелировать увеличением отгрузок за рубеж.
Предложение бензина сократилось
С февраля цены бензинов на российском рынке оказались значительно ниже экспортного паритета. Росту экспортного паритета отчасти способствовал налоговый маневр. Из-за маневра и снижения мировых цен на нефть упали ставки экспортных пошлин на бензины. В декабре 2014 года пошлина на бензин составляла 249,7 $/т, в январе 2015 года — 132,7 $/т, в феврале — 88,0 $/т, а в марте — 82,5 $/т. Заградительная экспортная пошлина на бензины фактически была отменена.
На протяжении почти всего I полугодия 2015 года экспорт автобензина был прибыльнее его реализации на внутреннем рынке. Это привело к увеличению отгрузок товара за рубеж и снижению импорта бензина из Беларуси.
Экспорт автобензина в феврале–июне 2015 года, по предварительным данным, составил 2,07 млн т, что на 0,34 млн т больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Импорт бензина из Беларуси за февраль–июнь текущего года составил 0,23 млн т, что на 0,48 млн т меньше по сравнению с таким же периодом 2014 года.
Нефтяные компании отказались от наращивания производства автобензина. Согласно оперативным данным Минэнерго, в I полугодии 2015 года в России произведено 19,38 млн т автобензина, что на 0,5 млн т больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительно больше товара было произведено в январе и феврале текущего года, однако в июне производство автобензина составило 3,18 млн т, что соответствует июню 2014 года. Некоторые нефтяные компании в I полугодии снизили переработку нефти и производство автобензина, мотивируя это снижением маржи переработки из-за налогового маневра.
В начале 2015 года нефтяные компании инициировали различные маркетинговые акции на своих АЗС — ночные скидки и скидки выходного дня, которые достигали 10% от цены товара. Эти акции способствовали перетоку части клиентов на заправки ВИНК, в результате у ряда нефтяных компаний не произошло снижения розничных продаж бензинов в I квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во II квартале стало очевидно, что в России не наблюдается существенного снижения потребления автобензина по сравнению с 2014 годом.
Если рассчитать поступление бензина на внутренний рынок как «производство минус экспорт плюс импорт» и учесть накопление/расходование запасов, то за март–июнь 2015 года оно составит 11,28 млн т, что на 0,49 млн т, или на 4,2%, меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Сокращение предложения бензина в марте–июне более чем на 4% на фоне стабильного внутреннего спроса — это серьезная проблема. Для сравнения: из-за аварии на Ачинском НПЗ летом 2014 года российский рынок лишился 3,3–3,5% автобензина, но и это привело к тяжелым последствиям (см. «Поступления бензина…»).
Поступление бензина на рынок России в 2014 и 2015 годах
Источники: данные СПбМТСБ и расчеты «Аналитики товарных рынков»
Осложняет ситуацию то, что производство и потребление автобензина в России сбалансировано в целом по году, однако с мая по сентябрь в стране традиционно потребляется больше товара, чем производится. Из-за отсутствия запаса прочности любой сбой в сезон высокого спроса на бензины выливается в ценовые скачки. Именно по этой причине сокращение поступления бензина на рынок РФ в мае–июне 2015 года по сравнению с таким же периодом прошлого года вылилось в резкий рост биржевых и мелкооптовых цен.
Независимым стало не хватать товара
Некоторые ВИНК и аффилированные с ними компании в 2015 году закупают на бирже больше бензина, чем в прошлом году. Этому отчасти способствуют требования ФЗ-223, который регулирует процедуры закупки товаров и услуг госкомпаниями. Руководствуясь требованиями этого закона, «Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть» покупают нефтепродукты на биржевых торгах, однако это ведет к сокращению объема товара, доступного для независимых участников рынка.
Активным покупателем бензинов на бирже в текущем году также выступает «Татнефть», которая в I полугодии 2015 года не перерабатывала нефть на Новополоцком НПЗ в рамках ее давальческой квоты.
СПбМТСБ по предложению ФАС России подготовила анализ неудовлетворенного спроса на бензины в ходе биржевых торгов в мае–июле 2015 года. Обезличенные данные совокупно по компаниям были представлены на заседаниях Биржевого комитета.
По данным СПбМТСБ, с 9 по 23 июня по бензину Регуляр-92 объем неудовлетворенного спроса на закрытии торговой сессии составлял 9,78–17,4 тыс. т, при этом за сессию продавалось 14,22–20,34 тыс. т товара, в том числе 3,06–8,34 тыс. т, которые нефтяные компании покупали друг у друга или реализовывали своим сбытовым предприятиям.
Таким образом, в обозначенном периоде неудовлетворенный спрос на бензины превышал объем товара, реализованного в адрес неаффилированных с нефтяными компаниями участников торгов. Необходимо отметить, что в данном контексте неудовлетворенный спрос — это спрос, оставшийся в биржевых инструментах после завершения торговой сессии, цена которого превышает цену последней сделки.
Еще одной причиной второй волны роста биржевых цен на бензины стала ограниченная доступность товара в мелком опте. Эта ситуация, возможно, не является следствием централизованной политики нефтяных компаний, однако она носила массовый характер и внесла свою лепту в создание ажиотажного спроса на бензины на бирже и в рост цен.
Как насытить товаром внутренний рынок?
Негативное влияние налогового маневра на рынок бензина может быть нивелировано введением заградительный экспортной пошлины. Пошлина должна составлять не менее 40% от цены автомобильного бензина на внешнем рынке и ее следует распространить на товарные и прямогонные бензины.
Такой уровень пошлины заблокирует избыточный экспорт автобензина, а также вывоз нафты, которая является сырьем для автомобильного бензина. Кроме того, установятся относительно низкие значения экспортного паритета для белорусского бензина на российских погранпереходах, в результате можно ожидать роста импорта этого товара в Россию.
Возврат заградительной экспортной пошлины на бензины также будет способствовать тому, что излишки товара в сезон низкого спроса, скорее, будут идти в коммерческий резерв, а не на экспорт. Так в соответствии с рыночными принципами будет формироваться подушка безопасности на период весенних ремонтов на НПЗ и сезонно высокого спроса летом.
По разным оценкам, недопоставка бензина на внутренний рынок в следующем году из-за перехода на класс 5 с 1 января 2016 года может превысить 2 млн т. Поэтому следует уже сейчас вернуться к вопросу продления оборота бензина класса 4.
Проблемы сезонного и рукотворного дефицита должны решаться совершенствованием законодательства.
Когда нефтяные компании начинают скупать бензин друг у друга, разгоняют за счет этого его цену, а потом говорят, что не могут действовать иначе из-за требований ФЗ-223, это не рынок и не тот результат, ради которого создавалась биржевая торговля нефтепродуктами. Осложняет ситуацию и то, что запрет на покупку товара на бирже для производителей в ходе основной сессии является нерыночной мерой и противоречит Гражданскому кодексу.
На СПбМТСБ 13 июля заработала отдельная сессия, на которой нефтяные компании могут закупать бензины, первые сделки в ней были заключены 21 июля. Если ВИНК продолжат покупать нефтепродукты в ходе основной сессии, объемы этих закупок целесообразно исключить из зачета в выполнение Совместного приказа ФАС и Минэнерго. Судя по всему, регуляторы готовы ввести такое ограничение.
Многообещающе выглядят инициативы ФАС России, находящиеся в стадии обсуждения. Ведомство предлагает рассмотреть возможность введения плавающего норматива продаж по бензинам в зависимости от спроса. Предложение автобензина для независимых участников рынка увеличится в разы, если с мая по сентябрь доминирующие компании будут обязаны продавать на бирже не 10% производимого товара, а 15–20%, при этом их закупки перейдут в дополнительную сессию.
ФАС России также предлагает внести изменения в российско-белорусское межправительственное соглашение. Суть корректировок — сделать обязательной именно поставку белорусского бензина в Россию с приоритетной реализацией товара на биржевых торгах равномерно, регулярно и в ходе анонимного двойного встречного аукциона. В 2015 году белорусские производители по-прежнему должны лишь предлагать бензин, но не обязаны его продавать.