Конфереция

Курортное топливо: Аналитик Александр Фролов — о том, почему снижаются цены на бензин и чего ожидать рынку

Росстат зафиксировал первое снижение цен на моторное топливо с апреля 2021 года. Если в конце августа бензин (средний показатель по всем маркам) стоил 49,08 рубля за литр, а дизтопливо — 50,69 рубля, то в начале текущей недели эти показатели сократились до 48,93 и 50,62 рубля соответственно. Период отпусков закончился, а с ним исчез и повышенный спрос.

Как тут в очередной раз не вспомнить народное творчество? «Нефть дешевеет — бензин дорожает, нефть дорожает — бензин дорожает. Бензин целеустремленный, будь как бензин!» Конечно, смешно. И не сказать, что неправда. Скорее, полуправда. Моторное топливо, конечно, дорожает. И, безусловно, будет дорожать. Но от цен на нефть этот процесс зависит лишь опосредованно, а кроме того, периодически рост всё же оборачивается снижением. Особенно, когда исчезают внешние факторы, которые чрезмерно этот рост ускоряли.

Бензин в нашей стране — один из самых дешевых на планете. По состоянию на 6 сентября Россия находилась на 24-м месте в рейтинге Global Petrol Prices по дешевизне бензина из 167 государств и регионов. Притом на 22 и 23 местах расположились Саудовская Аравия и ОАЭ, которые в массовом сознании воспринимаются как страны с практически бесплатным топливом. И разница в стоимости явно не поражает воображение — четыре и один рубль соответственно. А цены в Норвегии уже обогнали российские в три раза.

Здесь можно использовать довод о благосостоянии населения и доступности бензина при текущих ценах на фоне имеющегося уровня зарплат. И этот довод будет правильным. Особенно если мы учтем сократившееся благосостояние граждан за кризисный период. Однако по доступности моторного топлива Россия — крепкий середнячок. Всё не так благополучно, как в Норвегии, но и не так шокирующе, как на Украине.

Моторное топливо — товар специфический. Его можно одновременно отнести к жизненно необходимым продуктам и к предметам «легкой роскоши», влияющим исключительно на комфорт. К примеру, если не будет моторного топлива, то не смогут ездить кареты скорой помощи и пожарный спецтранспорт. А будете вы передвигаться на личном автомобиле или на автобусе, влияет только на удобство ваших поездок (если, конечно, проигнорировать фактор пандемии). При этом спрос на моторное топливо крайне велик. К примеру, в РФ из порядка 40 млн т производимого бензина на внутреннем рынке потребляется около 36 млн т. Подавляющая часть конечной цены в моторном топливе — это налоги, а отнюдь не сырьё.

Россия не исключение. Налоговая составляющая доминирует в конечной цене. Но в нашем случае есть несколько дополнительных обстоятельств, которые и привели к увеличению цен этим летом. Первое из них можно назвать «открытостью экономики». А если точнее, то с 2019 года в нашей стране реализуется финальный виток большого налогового маневра. В его рамках происходит постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а параллельно с этим увеличивается ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Конкретная величина НДПИ, которую должны уплатить нефтегазовые компании, зависит также от рублевой цены на нефть.

Таким образом, внутренние цены на нефтепродукты сознательно ставились в зависимость от котировок на внешних площадках. Чтобы снизить эту зависимость, вводились различные механизмы. К примеру, демпфирующая надбавка. Но для того чтобы надбавка полноценно выполняла свои функции, необходимо было, чтобы вшитая в нее условная цена соотносилась с рыночными реалиями. В начале года между условной ценой и рыночной образовался заметный разрыв, скорректировать который решено было только в мае.

При этом с начала лета начали расти цены на нефть, в том числе рублевые. Поэтому складывалась следующая ситуация: нефтепродукты резко дорожают на внешних площадках, а налоговое бремя растет. Но само по себе это необязательно должно было привести к заметному росту цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Спусковым крючком стало начало сезона отпусков.

Многие наши сограждане ввиду пандемических реалий были вынуждены променять авиакеросин на бензин. В том смысле, что вместо традиционного полета в южные страны они предпочли автотуризм. Во многих случаях спрос на моторное топливо в летние месяцы превысил показатели доковидного 2019 года. Рост был относительно небольшим — 1–2%, но этого хватило, чтобы периодически создавать на биржевых площадках ситуации повышенного спроса. Притом надо понимать, что поставки на биржу со стороны нефтяных компаний значительно превышали требования, установленные правительством. Также надо понимать, что по рекомендации Минэнерго заранее были сделаны необходимые запасы топлива.

Фактически мы можем выделить следующие основные обстоятельства, которые привели к росту цен на бензин этим летом: давление внешних площадок, низкий курс рубля и поэтому дорогая нефть, а также повышенный спрос со стороны потребителей.

В августе мы писали о том, что «приближающаяся осень приостановит автотуризм, потребление моторных топлив войдет в нормальное сезонное русло». По всей видимости, наблюдавшееся Росстатом снижение средних цен — это признак той самой нормализации.

К сожалению, вряд ли «кроличья нора», в которую упал бензин, окажется слишком глубокой. Ожидать дальнейшего резкого снижения цен, то есть отскока на 2–3 рубля на литр, не приходится. Гадать на ценах — занятие крайне неблагодарное, но можно предположить, что, если не произойдеёт ничего экстраординарного, к концу текущего года средние цены на бензин в России могут снизиться до 48,2–48,3 рубля на литр.

Автор: Александр Фролов — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Комментарии