Конфереция

Курорт выбирает газ

В Краснодарском крае развивается сеть газозаправочной инфраструктуры. Это, в частности, необходимо для того, чтобы общественный и личный транспорт Кубани переходил на более экологичное и дешевое топливо, что соответствует курортной стратегии региона.

25 мая на рабочем совещании в администрации Сочи представители мэрии курорта обсудили с руководством структурных подразделений «Газпрома» перспективы перевода транспорта в олимпийской столице на экологичное топливо. В обсуждении участвовали мэр Сочи Алексей Копайгородский, генеральный директор «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин, генеральный директор «Газпром Межрегионгаз Краснодар» Алексей Руднев и президент Национальной транспортной ассоциации Леонид Бондаренко. 

Стороны наметили план совместной работы, а также обсудили вопросы по подбору земельных участков для организации объектов газомоторной инфраструктуры. Участники встречи также обсудили экономические и экологические преимущества метана перед другими видами топлива. По данным исследований, выбросы в атмосферу углекислого газа у автомобиля на метане в два-три раза меньше, чем у автомобиля на традиционных видах топлива, выбросы канцерогенных веществ ниже на 90%.

«В Сочи необходимо внедрять “зеленые” стандарты во всех сферах, нужно сохранить экологию курорта. По поручению губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева и при поддержке председателя совета директоров ПАО “Газпром” Виктора Зубкова будем активно заниматься развитием газомоторной инфраструктуры»,— написал в Telegram-канале господин Копайгородский.

По словам градоначальника, сегодня часть коммунальной техники на курорте уже работает на метане. В частности, в настоящее время в Сочи проходит тестовая эксплуатация пассажирских автобусов, работающих на природном газе. Новые модели курсируют на маршруте №77, который соединяет центр города с поселком Лазаревское. Кстати, в Лазаревском районе Большого Сочи как раз расположена автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС), также в городе действует передвижной автомобильный газозаправщик.

Газификация Кубани в действии


Всего в 2021 году в Краснодарском крае планируют построить 19 газозаправочных станций, а до 2024 года число АГНКС должно достигнуть 80. Об этом журналистам сообщил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Глава региона также отметил, что развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, работающих на природном газе,— одна из важных задач теплоэнергетического комплекса региона.

«Всего сейчас в Краснодарском крае работает 21 газозаправочная станция, девять из них были построены за последние четыре года. В планах активно расширять эту сеть. В нынешнем году планируется построить как минимум 19 заправок, в том числе в Краснодаре, где вопрос стоит наиболее остро. В основном строительством занимаются частные инвесторы, которые сотрудничают с “Газпромом”. Два объекта уже готовятся к открытию в Армавире и Ейске»,— рассказал глава региона.

Губернатор также отметил, что развитие рынка газомоторного топлива получает большую поддержку на федеральном уровне. По программе «Развитие ТЭК» предусмотрены субсидии в размере 40 млн руб. за каждый построенный и введенный в эксплуатацию объект. В рамках указанной программы уже построены две заправки в Усть-Лабинске и в Новороссийске.

«В 2021 году на развитие газозаправочных станций выделили около 700 млн руб. из краевого и федерального бюджетов. На Кубани уже рассмотрели свыше 300 земельных участков для размещения новых станций, из них более 30 потенциально отобраны для инвесторов»,— добавил глава региона.

Отметим, что в рамках программы «Развитие ТЭК» субсидируется две трети стоимости переоборудования транспорта на использование природного газа. Только в 2020 году за счет федеральной и краевой субсидии перевели на газ 450 единиц техники, а всего — более тысячи. В текущем году также планируется перевести не менее 1 тыс. единиц техники, включая сельскохозяйственную.

«Газпром» шагает по стране


Прошедший год показал рост потребления природного газа в России по сравнению с 2019 годом на 12%. Всего на российском рынке было продано свыше 1,1 млрд куб. м компримированного природного газа (КПГ). На долю Группы «Газпром» приходится 76% от общего объема продаж, или 842 млн куб. м КПГ. Доля независимых операторов составляет 24%, или 267 млн куб. м. Объем потребления газомоторного топлива (ГМТ) в России за последние пять лет увеличился в два раза. Рост рынка ГМТ произошел на фоне уменьшения заправки традиционными видами топлива: -5,6%, до 32,8 млн тонн, бензином и -6,7%, до 35,5 млн тонн, дизелем. Устойчивый спрос на метан в качестве автомобильного топлива обеспечивает его низкая цена. Это в среднем 19,48 руб. за 1 куб. м, что в 2,5–3 раза дешевле бензина.

«Мы продолжаем работать по приоритетным направлениям: это расширение газозаправочной инфраструктуры, увеличение парка техники на метане, стимулирование спроса на газомоторное топливо, взаимодействие с органами власти»,— говорит генеральный директор компании «Газпром газомоторное топливо» Тимур Соин.

Сейчас на территории России 546 газозаправочных станций, 355 из них принадлежат Группе «Газпром». В 2021 году «Газпром газомоторное топливо» планирует построить более 50 объектов на территории 24 регионов. Кроме того, запланировано 76 проектов реконструкции и технического перевооружения станций. Будет заменено 432 поста и 326 колонок на 58 АГНКС. Ожидается, что реализация КПГ через сеть АГНКС «Газпром» в 2021 году составит 976 млн куб.

Производство и реализация природного газа (метана) в качестве моторного топлива — стратегическое направление деятельности ПАО «Газпром». Для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива создана специализированная компания — ООО «Газпром газомоторное топливо».

Природный газ (метан) — наиболее экономичное и экологичное моторное топливо. Его цена в среднем по России – 19,5 руб. за 1 куб. м. Стоимость километра пути на метане для легкового автотранспорта составляет около 2 руб. По расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1 литру бензина. Техника, работающая на метане, многократно подтверждала свою надежность в ходе протяженных международных автопробегов и спортивных соревнований.

Компания «Газпром газомоторное топливо» планирует открыть летом 2021 года первые франчайзинговые газозаправочные станции под брендом «Газпром» в Краснодарском крае и Татарстане. Компания в перспективе намерена выйти на темп в 10–15 АГНКС по франшизе ежегодно.

Кроме того, компания в части развития сервиса и доступности АГНКС изменила стратегический подход. Так, новое строительство предусматривает организацию помещений для реализации сопутствующих товаров и услуг. 90% существующих станций уже оборудованы вендинговыми аппаратами, на некоторых объектах открыты магазины.

«Компания отмечает существенный прогресс обустройства станций за период с марта 2021 года по настоящее время. Продолжается работа над развитием сервиса и доступности заправочных станций для потребителей»,— комментирует Тимур Соин.

Показатель потребления метана в качестве моторного топлива, заложенный в подпрограмму «Развитие рынка газомоторного топлива», в 2020 году перевыполнен на 17%. Ожидается, что меры государственной поддержки продолжат стимулировать рост рынка ГМТ.

В настоящее время в 27 субъектах РФ ведется активная стройка АГНКС. Планируется увеличение числа регионов-участников еще на 33 субъекта. Это позволит создать дополнительные производственные мощности газомоторного топлива до 1 млрд куб. в год и 172 АГНКС в 33 субъектах России.

«Мы сможем достичь дополнительного прямого экономического эффекта от оптимизации топливных издержек потребителей в 20 млрд руб. в год. Это при условии загрузки 172 АНГКС на 80% производственной мощности»,— отметил Тимур Соин.

Комментарии
Конфереция