Кто должен платить акцизы: НПЗ, АЗС или водитель? Может ли российская инициатива быть реализована в нефтяном секторе Беларуси

По информации РБК, руководитель ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин обратился к Президенту Российской Федерации Владимира Путина с разрешением перенести уплату акцизов на моторное топливо с нефтеперерабатывающих заводов на сети автозаправочных станций. Основанием для подобного обращения явился реализуемый в Российской Федерации налоговый маневр, который существенно сократил маржу нефтепереработчиков. Нужно отметить, что это не первая попытка нефтяников нефтяной индустрии переложить бремя отчисления акцизов на розничный сегмент. В 2000-х годах российский Минфин прорабатывал детально этот вопрос, но потом отказался от реализации самой идеи. Тем не менее, нефтяное лобби не прекращает попытки возобновить этот процесс и последнее обращение к российскому президенту было не так давно – в марте 2016 года. В целом, большинство экспертов нефтяного рынка оценивают данное предложение как полностью бесперспективное, так как единственную выгоду получают от него исключительно переработчики. При этом подобные действия идут в разрез даже с интересами государства, так как контролировать процесс уплаты в бюджет акцизов с относительно небольшого количества нефтеперерабатывающих заводов проще и дешевле, нежели с намного большего числа различных автозаправочных станций. Кроме того, избавляясь от уплаты акцизов, нефтепереработчики перекладывают риски по снижению прибыльности исключительно на розничный сегмент и конечного потребителя. В принципе, хоть акцизы относятся к косвенным налогам, и конечным их плательщиков всегда является покупатель, а производитель по сути является их сборщиком и передающим звеном государству, но они существенно влияют на маржу производителя. Часто при увеличении косвенных налогов, производитель должен поступиться собственной выручкой полностью или в части, так как цены розничного сегмента по каким-либо причинам не вырастают в пропорциональном количестве. Такую ситуацию мы наблюдали в Беларуси, когда рост акцизов на моторное топливо не отразился на изменении его розничной стоимости. Тогда нефтеперерабатывающие предприятия заплатили за это повышение из собственной выручки. Кроме того, для розничных сетей АЗС тут существует еще одна ловушка. В случае, если платить акцизы в бюджет станут операторы сетей АЗС, не означает, что цена оптовых продаж нефтепродуктов уменьшится для сетей АЗС на сумму, равную акцизу. Отпускные цены на моторное топливо могут снизится опять не пропорционально. В связи с достаточно частыми заявлениями представителей концерна «Белнефтехим» относительно неэффективности реализации для нефтеперерабатывающих заводов моторного топлива на внутреннем рынке, а также о росте налоговой нагрузке, возникает вопрос почему белорусские нефтепереработчики, безусловно зная о российских инициативах, никогда не подымали подобный вопрос перед высшим руководством страны? В Республике Беларусь также два нефтеперерабатывающих завода – ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» – являются налоговыми агентами государства и обеспечивают автоматическое удержание акцизов при продажах моторного топлива на внутреннем рынке и последующее их направление в бюджет. Поэтому снятие роли «сборщика» акцизов для белорусских предприятий также выгодно, как и для НПЗ «Роснефти». И ответ на этот вопрос лежит в следующих плоскостях. Во-первых, самой крупной сетью АЗС в Беларуси является все также «Белоруснефть». Если в Российской Федерации, например, доля присутствия «Роснефти» на рынке АЗС не превышает 10 процентов, то в Беларуси доля государственного оператора она составляет почти 65 процентов от общего числа автозаправочных станций. Тем самым, в реальности функции НПЗ как налогового агента будут в большей степени переложены на ГПО «Белоруснефть». А это в условиях вхождения всех предприятий в структуру концерна «Белнефтехим» существенной разницы не несет. Можно, конечно, переложить все ценовое бремя непосредственно на белорусских автомобилистов. Однако, как показала, практика, например, 2015 года, когда цены в белорусских сетях АЗС стали существенно выше российских, то снижения потребления моторного топлива не избежать. И в первую очередь, это коснется самой «Белоруснефть», так как российские нефтяные компании могут привозить нефтепродукты со своих НПЗ и предлагать их на принадлежащих им АЗС в Беларуси с хорошим дисконтом. А для «Белоруснефти» выбор источников топлива ограничивается ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод». Также население приграничных с Российской Федерацией районов Витебской, Могилевской и Гомельской областей возобновит поездки на заправки, находящиеся в России. Во-вторых, если в рознице акциз будут собирать сети АЗС, то что делать с реализацией части топлива в оптовом сегменте, которое не поступает в розницу и нашей страны находится на уровне около 35 процентов от общего объема реализуемый в стране нефтепродуктов? Поэтому белорусское нефтяное лобби и молчит в данном случае, так как с учётом особенностей нашего рынка воспользоваться российской инициативой не представляется возможным и не даст тех преференций нефтепереработчикам, которые могут получить их российские коллеги.
Комментарии
Конфереция