Гендиректор SLB заявил, что компания пока не приняла решения о том,
следовать ли примеру своих конкурентов Baker Hughes и Halliburton и уходить с
российского рынка. Выручка компании в России за прошлый год составила $1,6 млрд
Крупнейшая нефтесервисная
компания SLB (ранее Schlumberger) расширяет свое присутствие в России, хотя ее
основные конкуренты ушли из страны, пишет Financial Times.
После ужесточения западных
санкций об уходе из России объявили многие иностранные компании. Из «большой
четверки» нефтесервисных компаний Россию покинули Halliburton и Baker Hughes.
Weatherford, как и SLB, не ушла с российского рынка, но сократила свое участие,
расторгнув некоторые контракты. Часть из них, по данным Reuters, достались SLB
— сколько именно, не уточняется.
По данным FT, в прошлом году
бизнес SLB в России принес ей $1,6 млрд, что составляет 5% от ее общей выручки
в $33,1 млрд. В российском подразделении компании трудятся около 9 тыс.
человек. На конец 2023 года SLB держала в России чистые активы на сумму $600
млн по балансовой стоимости. Reuters отмечает, что деятельность компании в
России не нарушает западных санкций.
Компания еще не приняла решения
об уходе с российского рынка, несмотря на давление Запада, сообщил FT ее
гендиректор Оливье Ле Пёш.
«Когда мы примем решение, мы
сделаем это публично, если это будет необходимо. Но сейчас решения еще нет», —
сказал Ле Пёш, отвечая на соответствующий вопрос FT.
Глава SLB пояснил, что работающая
в России команда «действует автономно и в какой-то степени находится за
кулисами». «Мы защищаем наши активы, это наш приоритет. Мы защищаем наших
людей», — подчеркнул он.
Топ-менеджер также напомнил, что
с июля SLB ввела меры контроля «для предотвращения и запрета любых поставок и
поддержки технологий» в Россию. По его мнению, этот шаг в долгосрочной
перспективе приведет к ухудшению возможностей страны разрабатывать некоторые из
своих морских нефтяных месторождений. До этого компания также прекратила новые
инвестиции и поставки своей продукции в Россию.
Российский рынок нефтесервисных
услуг демонстрировал стабильный рост вплоть до 2019 года, несмотря на
значительные колебания цен на нефть. По данным «Яков и Партнеры» и Enerdata, с
2010 по 2019 год он вырос с $13,6 млрд до $20,1 млрд, а цены на нефть
российской эталонной марки Urals колебались с $50 до $110 за баррель.
Но ахиллесовой пятой российского
рынка является высокая консолидация высокотехнологичных видов сервиса у
западных компаний, что препятствует дальнейшему полноценному развитию отрасли,
отмечали эксперты в марте 2023 года. На весну прошлого года около 50%
нефтесервисных услуг были сосредоточены у самих нефтегазовых компаний, 30% — у
российских независимых подрядчиков, а еще 20% — у иностранцев (в том числе у
SLB).
Илья Пламенев