Кризис на рынке мобильных АЗС или экономия на подрядчике

Михаил Колесников

Основатель Группы компаний «Benza», эксперт в сфере управления нефтепродуктами

 

Рынок мобильных АЗС переживает настоящий бум. Спрос на удобные решения для заправки спецтехники стремительно растет. Однако есть и другая тенденция: участились случаи поставки некачественных, опасных в эксплуатации мобильных АЗС. Как следствие — прямые убытки, экологические риски и угроза безопасности людей.

 

Цена ошибки при выборе подрядчика

 

Махачкала, август 2023 года. Взрыв на АЗС. Резервуары были установлены вплотную к дороге без соблюдения противопожарных расстояний, отсутствовал датчик контроля уровня топлива, а вместимость цистерн многократно превышала допустимые нормы.

 

Томск, июнь 2023 года. При обслуживании бензиновой цистерны произошел взрыв с последующим возгоранием. Причиной послужила неисправная система аварийной блокировки подачи топлива.

 

Такие случаи, к сожалению, повторяются. И если эстетические дефекты еще можно считать досадным упущением, то более серьезные нарушения — непростительны.

 

От безобидных к критическим дефектам

 

Клиент заказывает АЗС по фото, где все идеально, а получает резервуар с некачественной покраской, шагренью или вкраплениями посторонних частиц. Это прямое следствие отказа производителя от использования современных окрасочных камер. Нежелание инвестировать в производственную инфраструктуру перекладывает все риски на заказчика.

 

Недобросовестная покраска не только портит внешний вид, но и ускоряет коррозию металла (уже через 6-12 месяцев эксплуатации), сокращая срок службы резервуара на 30-50%.

 

Для топливных емкостей обязательно применение материалов с высокой химической стойкостью, способных выдерживать постоянный контакт с бензином и дизельным топливом. Требуйте у производителя информацию о внутренних регламентах работы с лакокрасочными покрытиями и сертификаты на все материалы.

 

Производители-однодневки также часто экономят на установке специализированных антивандальных кожухов для заправочных горловин. Это создает беспрепятственный доступ к топливу для злоумышленников — слив становится вопросом нескольких минут.

 

Качественные антивандальные устройства должны включать прочный цилиндрический корпус и запирающую арматуру повышенной надежности. Нет надежной защиты — значит на ней сэкономили.

 

И если вышеперечисленные дефекты сами по себе не приводят к катастрофе, то эксперименты с формой резервуаров выглядят куда более опасными. Цилиндрическая форма резервуара выбрана не случайно: она гарантирует оптимальное распределение нагрузок и минимизирует количество сварных швов — потенциально уязвимых мест. Вместо нее используют конические днища и квадратные резервуары, которые сделать куда проще.

 

- Конические днища приводят к неравномерному распределению нагрузок → высокий риск образования трещин и протечек.

 

- Квадратные резервуары изготавливаются из листового металла → обладают слабой устойчивостью к давлению, а угловые швы становятся очагами коррозии.

 

- Использование не отбортованных днищ повышает риск деформации при нагрузках → ведет к потере герметичности.

 

Самое распространенное, с чем можно столкнуться, — это кустарное производство и хаотичное складирование комплектующих. В таких условиях неизбежны ошибки при сборке, которые могут проявиться в самый ответственный момент эксплуатации.

 

На подобных производствах, пренебрегающих культурой качества и стандартами, часто предлагают установку одностенного резервуара. Заказчики, соглашаясь, забывают, что одностенные резервуары запрещены для хранения топлива из-за неконтролируемого риска утечек и отсутствия системы их оперативного обнаружения. И это уже прямая дорога к катастрофе.

 

Вложиться вначале или заплатить дороже, устраняя последствия

 

Выбор очевиден. Помимо затрат на ликвидацию последствий разлива топлива (в 3-5 раз превышающих стоимость самой АЗС) и экологического ущерба, некачественное оборудование грозит прямыми финансовыми потерями. Простои из-за аварийных ремонтов могут достигать 30 дней в году.

 

В 2024 году независимая АЗС в Свердловской области прекратила работу после инцидента — утечка бензина едва не привела к взрыву из-за нарушений проектных норм.

 

Качественная, безопасная и надежная мобильная АЗС не может стоить подозрительно дешево. Ее создание требует серьезных инженерных решений, качественных материалов, сертифицированного оборудования и строгого контроля на всех этапах.

 

Современный рынок мобильных АЗС стоит на перепутье. С одной стороны — огромный потенциал и растущая востребованность. С другой — наводнение некачественным товаром из «гаража». Выход только один — серьезно подходить к выбору поставщика, выезжать на производство, интересоваться контролем качества и не соглашаться на не сертифицированное оборудование.

 

Комментарии