Михаил Колесников
Основатель Группы компаний «Benza», эксперт в сфере управления
нефтепродуктами
Рынок мобильных АЗС переживает
настоящий бум. Спрос на удобные решения для заправки спецтехники стремительно
растет. Однако есть и другая тенденция: участились случаи поставки
некачественных, опасных в эксплуатации мобильных АЗС. Как следствие — прямые
убытки, экологические риски и угроза безопасности людей.
Цена ошибки при выборе
подрядчика
Махачкала, август 2023 года.
Взрыв на АЗС. Резервуары были установлены вплотную к дороге без соблюдения
противопожарных расстояний, отсутствовал датчик контроля уровня топлива, а
вместимость цистерн многократно превышала допустимые нормы.
Томск, июнь 2023 года. При
обслуживании бензиновой цистерны произошел взрыв с последующим возгоранием.
Причиной послужила неисправная система аварийной блокировки подачи топлива.
Такие случаи, к сожалению, повторяются. И если эстетические дефекты
еще можно считать досадным упущением, то более серьезные нарушения —
непростительны.
От безобидных к критическим
дефектам
Клиент заказывает АЗС по фото, где все идеально, а получает резервуар
с некачественной покраской, шагренью или вкраплениями посторонних частиц. Это
прямое следствие отказа производителя от использования современных окрасочных
камер. Нежелание инвестировать в производственную инфраструктуру перекладывает
все риски на заказчика.
Недобросовестная покраска не только портит внешний вид, но и ускоряет
коррозию металла (уже через 6-12 месяцев эксплуатации), сокращая срок службы
резервуара на 30-50%.
Для топливных емкостей обязательно применение материалов с высокой
химической стойкостью, способных выдерживать постоянный контакт с бензином и
дизельным топливом. Требуйте у производителя информацию о внутренних
регламентах работы с лакокрасочными покрытиями и сертификаты на все материалы.
Производители-однодневки также часто экономят на установке
специализированных антивандальных кожухов для заправочных горловин. Это создает
беспрепятственный доступ к топливу для злоумышленников — слив становится
вопросом нескольких минут.
Качественные антивандальные устройства должны включать прочный
цилиндрический корпус и запирающую арматуру повышенной надежности. Нет надежной
защиты — значит на ней сэкономили.
И если вышеперечисленные дефекты сами по себе не приводят к катастрофе,
то эксперименты с формой резервуаров выглядят куда более опасными.
Цилиндрическая форма резервуара выбрана не случайно: она гарантирует
оптимальное распределение нагрузок и минимизирует количество сварных швов —
потенциально уязвимых мест. Вместо нее используют конические днища и квадратные
резервуары, которые сделать куда проще.
- Конические днища приводят к неравномерному распределению нагрузок →
высокий риск образования трещин и протечек.
- Квадратные резервуары изготавливаются из листового металла →
обладают слабой устойчивостью к давлению, а угловые швы становятся очагами
коррозии.
- Использование не отбортованных днищ повышает риск деформации при
нагрузках → ведет к потере герметичности.
Самое распространенное, с чем можно столкнуться, — это кустарное
производство и хаотичное складирование комплектующих. В таких условиях
неизбежны ошибки при сборке, которые могут проявиться в самый ответственный
момент эксплуатации.
На подобных производствах, пренебрегающих культурой качества и
стандартами, часто предлагают установку одностенного резервуара. Заказчики,
соглашаясь, забывают, что одностенные резервуары запрещены для хранения топлива
из-за неконтролируемого риска утечек и отсутствия системы их оперативного
обнаружения. И это уже прямая дорога к катастрофе.
Вложиться вначале или заплатить
дороже, устраняя последствия
Выбор очевиден. Помимо затрат на ликвидацию последствий разлива
топлива (в 3-5 раз превышающих стоимость самой АЗС) и экологического ущерба,
некачественное оборудование грозит прямыми финансовыми потерями. Простои из-за
аварийных ремонтов могут достигать 30 дней в году.
В 2024 году независимая АЗС в Свердловской области прекратила работу
после инцидента — утечка бензина едва не привела к взрыву из-за нарушений
проектных норм.
Качественная, безопасная и надежная мобильная АЗС не может стоить
подозрительно дешево. Ее создание требует серьезных инженерных решений,
качественных материалов, сертифицированного оборудования и строгого контроля на
всех этапах.
Современный рынок мобильных АЗС стоит на перепутье. С одной стороны —
огромный потенциал и растущая востребованность. С другой — наводнение
некачественным товаром из «гаража». Выход только один — серьезно подходить к
выбору поставщика, выезжать на производство, интересоваться контролем качества
и не соглашаться на не сертифицированное оборудование.