Конкуренция и госконтроль не дают взлететь ценам на АЗС

Нефть для России, как известно, «наше все». Сразу же после газа, хотя цены на этот углеводород в долгосрочных контрактах привязаны к нефтяным котировкам. По данным Минэнерго, в 2014 году в России было переработано 287,5 млн тонн нефти, а за предшествующую четырехлетку НПЗ нарастили обороты на 10%. О том, как себя чувствует сейчас нефтяной рынок Северо-Запада, нашему корреспонденту рассказал президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег АШИХМИН. Жаркие сезоны – Олег Борисович, эффективно ли развивается нефтепереработка в нашем регионе? – В Петербурге переработки нефти нет, зато в Ленинградской области есть один из современнейших в России заводов – Киришский НПЗ («Кинеф»), входящий в корпорацию «Сургутнефтегаз». Многие автомобилисты города и области заливают в баки своих машин бензин и дизельное топливо именно этого завода. У «Киришей», как это предприятие называют участники рынка, масштабная инвестиционная программа. Недавно там введена одна из крупнейших в России ректификационная установка, позволяющая повысить уровень переработки нефти и сохранить окружающую среду. – Как на вашем рынке сказалось удешевление нефти? – Экспортными товарами являются прежде всего нефть, мазут, дизельное топливо, другие продукты нефтепереработки. Но основной – нефть. Куда продавать нефтепродукты, нефтяные компании определяют, исходя из прибыльности рынков. И цена на них – лишь один из факторов. Есть еще стоимость транспортировки, налоги, экспортные пошлины и т. д. По дизельному топливу сейчас экспортная альтернатива привлекательнее внутреннего рынка, несмотря на падение мировых цен. При этом автомобилисты не испытывают дефицита дизтоплива на АЗС, хотя на оптовом рынке несколько раз в год становится очень «жарко». – Можно ли говорить о ценовом сговоре топливных компаний? – Административные ограничения и жесткая конкуренция участников рынка практически исключают такую возможность. Приведу простой пример. Владельцы сетей АЗС сдают отчеты в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ежедневно, еженедельно, ежемесячно и раз в полгода. Если на рынке наблюдается хоть какая-то нестабильность, Минэнерго собирает экстренный штаб. В таких условиях создавать картель чрезвычайно тяжело. Велико и наказание за сговор – штрафы, рассчитанные с оборота компании. Ведь даже 1% от оборота это очень большие деньги. Велика и конкуренция, которая обострилась из-за кризиса. Затраты на пролив 1 литра растут, но обороты АЗС падают. Многие корпоративные клиенты автозаправщиков в последнее время либо снизили выручку, либо вовсе закрылись – логисты, транспортники и прочие. С каждым годом снижается рентабельность розничных сетей, которая сейчас находится уже на уровне максимум 10 – 12%. Бодяжка в баке – Каково качество топлива, выпускаемого в области? – Сейчас на АЗС разрешена продажа бензинов и дизельного топлива классов 4 и 5, а со следующего года останется только пятый. Выше класса нет ни в России, ни в мире. Поэтому разговоры о том, что на каких-то легальных – подчеркиваю, легальных – АЗС заливают в баки что-то не очень качественное, это миф. Часто мифы о плохом бензине на официальных АЗС рождают автосервисы, ведь поломки из-за заправки некачественным топливом не являются гарантийными, поэтому автомобилисты вынуждены оплачивать ремонт за свой счет. Если же вы ради экономии завернули к приятелю на заправку, расположенную в промзоне или на автобазе, то там вам могут залить что угодно. Часто водители служебных машин заправляются в гаражах, а легально купленное предприятием топливо продают друзьям. Если с топливной системой что-то потом случается, рассказать правду не выходит. Вот и придумываются истории о некачественном топливе на АЗС. – А если все же плохой бензин попал в бак... – Тогда мы готовы встать на защиту автомобилистов и интересов транспортных компаний. В ближайшее время планируем создать консалтинговую службу, эксперты которой будут помогать автомобилистам правильно себя вести – например, в спорах с автосервисами. Еще раз подчеркну: речь о безукоризненном качестве может идти только в разрезе легальных АЗС. Ворованное из трубы топливо или топливо с мини-НПЗ не может быть качественным априори. – Много ли у нас «серого» топлива? – Четкой статистики нет, никто не хочет брать на себя ответственность за этот рынок. Но масштабы его значительны. Приведу простой пример. С наступлением морозов оборот дизельного топлива на легальных АЗС увеличивается на 15 – 30%. Откуда взялись эти проценты? Мы подсчитали, что примерно столько автовладельцев возвращаются на легальные заправки, как только температура падает ощутимо ниже нуля (где-то до минус 20 градусов по Цельсию). Водители понимают, что на некачественной солярке их транспорт не будет работать: при такой температуре она просто замерзает. А как только наступает тепло, многие большегрузы уходят на заправку «в лес». Надо признать, что при таком спросе на дешевое и неизвестное топливо сейчас активизировались «бодяжники». Они варят свое топливо из печного, добавляя немного хорошего дизтоплива. Кстати, продается таким образом исключительно солярка, потому что бензином, как правило, заправляются легковушки. Их владельцы – частные лица, которые берегут свой транспорт. На «сером» рынке орудуют «Газели», разливающие солярку в каких-то гаражах, лесах или прямо на трассе. Доходит до смешного. Дальнобойщики, заправившись так однажды, звонят своим коллегам и говорят, что, мол, залили бак Евро-5. Конечно, такие водители – наемники, они не берегут чужую машину. Крупная транспортная компания может оснастить автомобиль специальными системами контроля и слежения, а вот маленькая – нет. Еще один любопытный пример. В прошлом году на КАД, на скоростной трассе, между прочим, довольно долго стоял бензовоз. В нем человек в фирменной жилетке одной уважаемой компании продавал нелегальное топливо. И народ покупал. Все нелегальные точки по Петербургу, которые вычислили, мы сдали в полицию. Сейчас она проводит рейды, но мошенники становятся все изворотливее. Пока, к сожалению, полиция не справилась до конца с этими нелегальными пунктами продажи. Считаю, что разобраться тут можно только с помощью МЧС, Ростехнадзора и других контролирующих органов. «Нефтяной клуб» предлагает решения проблемы, они рассматриваются органами власти. – Что же происходит в области? – По данным общественных экологических организаций, в соседнем регионе работает около 15 так называемых мини-НПЗ. Они «на коленке» делают нетоварный бензин из мазута и других нефтесодержащих веществ. Работа таких заводов противозаконна и экологически опасна. С ними борются и экологи, и правоохранительные органы, и общественные организации, да и сами жители. По одному из таких заводов, от которого страдают жители Гатчины, ведется судебное разбирательство. Другой, в Кингисеппском районе, проверяет прокуратура. Однако доходность подпольных нефтепромышленников очень высока, кризис им не помеха – наоборот, сейчас самое удобное время заманить клиентов низкими ценами. Чем больше предприятия со своим автопарком начинают экономить, тем больше растет рынок сбыта нелегалов. Несмотря на то что двигатель автомобиля, заправляемого таким топливом, долго не проживет. – Сейчас много говорят о присадках, способных улучшить качество бензина. Это правда? – Давайте возьмем воду. Ее формулу – H2O – знают все. Но помимо указанных в формуле водорода и кислорода вода содержит соли, кислоты и прочие вещества. Топливо также содержит различные компоненты – продукты переработки нефти, высокооктановый компонент, присадки и т. д. Одни – природного происхождения, другие – введенные на заводе. Некоторые вещества, наоборот, удаляют из топлива. Например, в процессе гидрокрекинга продукт очищают от серо-азотсодержащих экологически опасных соединений. Однако при этом теряются смазывающие свойства топлива, для восстановления которых и вводят заводские присадки. Но есть фирменные присадки топливных операторов, которые применяются в двух случаях: для некоторого улучшения эксплуатационных свойств топлива и как элемент маркетинга. Да, присадки бывают моющими, катализаторами горения и пр. Но все они влияют на характеристики двигателя несущественно. Зато позволяют по названиям автомобилистам отличать топливо одной компании от другой, хотя все оно может быть с одного завода. Оговорюсь, что речь идет о легальном рынке. Есть запрещенные законом присадки, например, повышающие октановое число бензина. Их не применяют легальные операторы, зато очень охотно это делают те же мини-НПЗ. – Становится ли более востребованным газомоторное топливо? – Процесс активизировался, но проблем в этой сфере очень много. Административный ресурс давит, но с экономикой пока есть проблемы. Тем более в период кризиса, когда каждый инвестированный рубль должен быть обоснован. Недавно по указанию государства нефтяники вложили в модернизацию своих НПЗ 50 млрд долларов, чтобы выпускать топливо экологических классов 4 и 5. Теперь же предлагается про старые инвестиции забыть ради новых значительных вложений в газ. Причем газ, бензин и дизельное топливо имеют одного и того же потребителя, а объем продаж падает. Где логика? – Но все же какая-то польза от перевода транспорта на газ есть? – Безусловно, ведь сейчас меняются все нормы безопасности, из которых будет следовать, что газ – самая безобидная вещь. В будущем у нас на одной АЗС могут размещаться как традиционные виды топлива, так и метан. Правда, нам придется решить ряд проблем. Первая – нет инфраструктуры для конечных потребителей. В Петербурге работает только одна метановая заправка «Газпрома» на Пулковском шоссе, на которой заправляются 50 автобусов седьмого автобусного парка ГУП «Пассажиравтотранс». Мощная заправка, в которой будет достаточно мест под газ, в ценах прошлого года оценивалась примерно в 600 млн рублей. Такая внушительная сумма складывается из многих факторов, например, из мощных, но дорогих компрессоров иностранного производства. Вторая – отсутствие общей газовой инфраструктуры на севере России, где газ в основном и добывается. Казалось бы, именно там и надо переводить машины на это топливо, однако для строительства метаноловых заводов и трубопроводов нужны еще большие инвестиции, чем на АЗС. Третья – самого газомоторного транспорта, по сути, в России нет. А тот, что есть, стоит примерно на треть дороже обычного. Плюс расходы на обслуживание автобусов, грузовиков и такси. Одна петербургская транспортная компания подсчитала, во сколько ей обойдется перевод половины своего парка на газ. Оказалось, что только в перевооружение ремзоны и обучение персонала они должны будут инвестировать 500 млн рублей. Но даже если все это сделать, сэкономить на дешевом газе удастся немного: расход метана на 50% больше, чем расход дизеля. Из-за этого одной заправки, например, городскому транспорту может не хватить, чтобы совершить маршрут. Четвертая – юридические ограничения. До недавнего времени у нас действовало правило: частному лицу заправляться газом было нельзя. Это должен был делать либо специально обученный человек на заправке, либо профессиональный водитель. Как вы понимаете, объясняется это соображениями безопасности. Что будет написано в новых правилах, пока неизвестно. Надо признать, что проблемы с природным газом есть во всех странах мира, где он используется как моторное топливо: взрывы периодически случаются. С обычными нефтепродуктами все проще, потому что все операции отлажены. Пару лет назад было введено обязательное страхование АЗС, все заправки исправно платили такие взносы. Но за это время не произошло ни одного инцидента, поэтому плата перестала быть обязательной, а фонд остался. На сегодняшний день есть информация, что процедуру обязательного страхования могут возобновить. Возможно, это даст толчок к развитию рынка газомоторного топлива.
Комментарии
Конфереция