Конфереция

Комплекс мер по поддержке бизнеса требует тонкой отладки

В распоряжение Информационного агентства АИ92 поступило письмо, направленное Нефтяным клубом Санкт-Петербурга Главе Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой внести уточнения в распоряжение ЦБ о порядке реализации решения ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1% с тем чтобы льготные эквайринговые ставки распространялись и на онлайн покупки нефтепродуктов, газомоторного топлива и оплату услуг моек самообслуживания с их оплатой через мобильные приложения.

Проблемы, возникшие при реализации данной меры поддержки, генеральный директор Информационного агентства АИ92 Дмитрий Королев обсудил с президентом Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олегом Ашихминым.

Олег Борисович, в редакцию АИ92 поступает информация о том, что с реализацией мер поддержки бизнеса не все так гладко и просто, становятся известны случаи, когда меры поддержки не доходят, по формальным признакам, до тех участников рынка которым они изначально были предназначены. Пожалуйста прокомментируйте данную ситуацию.

К сожалению, это так. Нам известны подобные случаи. Но в этом нет ничего фатального или злонамеренного. Нынешняя ситуация является уникальной, наша экономика, органы власти, участники рынка никогда не сталкивались с подобными вызовами. Было бы странным если бы сразу нашлись готовые решения по выходу из такой ситуации. На мой взгляд органами власти принимаются адекватные и эффективные меры поддержки бизнеса, и эта поддержка будет только нарастать. Однако, при проведении таких глобальных мероприятий по поддержке бизнеса, невозможно сразу предусмотреть все нюансы, неизбежны неточности в формулировках и перечнях. Тут важно оперативно получать обратную связь от участников рынка, доводить ее до органов власти, с тем чтобы была проведена тонкая настройка разработанных мер поддержки.

Вы говорите об оперативности работы и быстроте реакция на сообщения о таких недочетах и неточностях в документах органов власти. Можете-ли вы сказать, что такая реакция есть?

Такая реакция точно есть, в нынешней ситуации очень важна оперативность в организации взаимодействия всех участников. И такие примеры, когда оперативно вносились изменения и дополнения в уже действующие документы, есть. Что касается нашего, топливного, сегмента рынка и рынка услуг для автомобилистов могу привести такой пример оперативного взаимодействия участников рынка, общественных организаций и органов власти:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р об утверждении перечня непродовольственных товаров первой необходимости к непродовольственным товарам первой необходимости были отнесены автомобильный бензин, дизельное топливо и сжиженный природный газ. Однако этот перечень не учитывал компримированный (сжатый) природный газ и сжиженный углеводородный газ. Получалось, что деятельность продавцов данных видов газомоторного топлива должна быть приостановлена в рамках ограничительных мер субъектов Российской Федерации на время пандемии коронавируса. А это затрагивало интересы сотен транспортных предприятий и пассажирских перевозчиков по всей стране, интересы сотен тысяч автомобилистов. Правительство оперативно отреагировало на обращения участников рынка и 11 апреля 2020 года, распоряжением Премьер-министр РФ Михаила Мишустна, данный список дополнен компримированным природным газом и сжиженным углеводородным газом. Теперь в рекомендованный список непродовольственных товаров первой необходимости входят бензины, дизельное топливо и все виды газомоторного топлива.

Вот и другой пример, к нам, из различных источников, поступала информация о том, что в субъектах Российской Федерации во исполнение требований ограничительных мер, введенных в этих субъектах, все торговые предприятия и объекты, осуществляющие торговлю товарами, не вошедшими в Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 762-р, подлежали закрытию. Те объекты, которые продолжали, вопреки данному распоряжению, функционировать, подлежали принудительному закрытию, на них налагались штрафные санкции. Стало известно, что сотрудниками, контролирующих соблюдение ограничительных мер органов, опечатываются прилавки с непродовольственными товарами, в том числе и автозапчастями, в магазинах на целом ряде автозаправочных комплексов, закрываются автомобильные мойки самообслуживания, другие авто-сервисные предприятия. 

Прекращение реализации автозапчастей и прекращение деятельности сервисных организаций поставило под вопрос своевременное техническое обслуживание и бесперебойную эксплуатацию транспортных средств, в том числе и специальных служб.

Правительство Российской Федерации оперативно отреагировало на информацию о необходимости обеспечить реализацию запасных частей и обеспечить деятельность сервисных предприятий. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направило в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации настоятельные рекомендации (Исх. № МА-23019/20 от 02 апреля 2020 г.) дополнить Перечень непродовольственных товаров первой необходимости пунктом следующего содержания: «Автозапчасти (включая материалы смазочные, шины, покрышки, камеры» и обеспечить функционирование организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств в регионах.

Что же пошло не так в случае с реализацией решения ЦБ ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1%?

В мой адрес поступают обращения представителей торгово-сервисных предприятий и организаций по торговле нефтепродуктами, газомоторным топливом и предоставлению услуг по обслуживанию автотранспорта, которые осуществляют онлайн торговлю и предоставление услуг с их оплатой через мобильные приложения, что им отказано в предоставлении льготной ставки эквайринга за онлайн-платежи через их мобильные приложения на основании того, что в письме ЦБ с перечнем MCC кодов для предоставления льготного значения эквайринговых комиссий отсутствуют такие виды услуг.

(Прим. АИ92: MCC код (Merchant Category Code — буквально «код категории продавца») - номер из четырех цифр, который обозначает вид деятельности компании при безналичной оплате банковскими картами товаров и услуг. Присваивается банком эквайером.) 

Какие выходы из сложившейся ситуации вы видите и какую аргументацию вы приводите в обоснование своих предложений?

Я направил письмо Председателю Центрального банка Российской Федерации Эльвире Набиуллиной с просьбой включить в перечень MCC кодов для предоставления льготного значения эквайринговой комиссий MCC коды по которым предоставляются услуги отпуска нефтепродуктов, всех видов газомоторного топлива и услуги моек самообслуживания с их оплатой и запуском оборудования из мобильных приложений.

В обоснование своего предложения я указал, что при обслуживании через мобильные приложения торгово-сервисных предприятий по розничной торговле нефтепродуктами, газомоторным топливом и предоставлению услуг моек самообслуживания запуск оборудования и оплата полученных товаров и услуг производится с экрана мобильного телефона, непосредственно у ТРК (поста самообслуживания), что исключает необходимость общения с персоналом и посещения помещения АЗС (мойки). Такое обслуживание снижает уровень опасности заражения за счет исключения общения с персоналом, отсутствия необходимости посещения помещений точки обслуживании, исключения контакта с наличными деньгами, повышения скорости обслуживания и сокращения времени пребывания пользователей на территории точки обслуживания.

Также отметил, что бензин, дизельное топливо, газомоторное топливо и автозапчасти, отнесены к непродовольственным товарам первой необходимости. Что Правительство РФ рекомендовало обеспечить деятельность предприятий по техническому обслуживанию колесной техники в условиях ограничительных мер. А автомобильные мойки самообслуживания являются именно такими сервисными предприятиями.

Я уверен, что решение ЦБ ограничить максимальное значение эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам и установить их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1% является необходимой мерой по поддержке бизнеса и должно распространятся на указанные мною сферы деятельности.

  Вы ограничились только обращением Председателю Центрального банка Российской Федерации?

Мы осуществляем сбор информации от участников рынка. К нам поступают сведенья по отказам банков которые касаются не только онлайн-торговли через мобильные приложения, но и по остальной онлайн-торговле, к сожалению, поступает информация о превышение 1% комиссии за эквайринг по онлайн-покупкам целым рядом банков. Мы систематизируем эту информацию и передаем ее в Объединение предпринимателей «Опора России» для дальнейшего представления Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Это и есть обратная связь для тонкой настройки мер защиты и поддержки бизнеса.
Именно об этом говорил вчера в эфире программы «Познер» министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
Надеюсь, что реакция власти и регулятора на наше обращение будет столь-же оперативной, как и в случаях предыдущих обращений, примеры которых я привел ранее.



Комментарии