Петербургские автолюбители приезжают на заправки и удивляются: почему на мировых рынках нефть дешевеет, а у нас бензин дорожает? При этом чиновники рапортуют о сдерживании роста цен и проводят очередные совещания с нефтепереработчиками. В сущности, все понимают: если на Лондонской бирже баррель «Брента» торгуется в минус, то из этого вовсе не следует, что бензин из российского «Юралса» тоже будет дешевле. Решающую роль в формировании цены на топливо играет отечественная специфика: налоги, акцизы, износ оборудования на НПЗ и прочее, прочее.
Тем не менее чиновники одержимы идеей оседлать «бензинового коня». Быть может, в одно прекрасное утро мы проснемся и увидим на табло АЗС цифры, приятно отличающиеся от вчерашних. Произойти это может благодаря введению нового налога – на финансовый результат (НФР) – как способ стимулирования добычи в нефтяной отрасли.
«Отсутствие гибкости в вопросе изменения налоговых ставок – давняя проблема», – напоминает Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital. – Если будет введен налог на финансовый результат вместо налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), да еще и с отсутствием налога в случае неполучения прибыли, это будет стимулировать нефтяные компании к добыче большего объема нефти. Тогда у них не будет резона повышать оптовые цены на внутреннем рынке. Эта мера, может быть, и не снизит стоимость бензина, однако может просто не давать ей подниматься в большей степени, чем уровень инфляции».
Напомним, что в январе 2015 году цены на бензин почти не выросли, хотя в конце февраля топливо подорожало. А по данным Петростата, за 2014 год цена бензина поднялась на 8,5%. В принципе это ниже официальной оценки инфляции в России (17%).
«Цены на бензин продолжат зависеть не только от котировок нефти, но и от величины акциза, стоимости производства топлива. Однозначно одно: падать они не будут, – уверен Сергей Козловский. – Более того, государство каждый год примерно на 1 рубль повышает величину акциза, которым облагается каждый литр топлива».
Разумеется, нефтяные компании всегда заинтересованы в том, чтобы продать свой товар подороже. Поэтому они могут использовать механизмы для так называемого разгона цен. Это может быть искусственное создание дефицита, либо удержание товара на хранении или закупка его по завышенным ценам.
Впрочем, производители не могут совсем уж своенравно устанавливать цены на свою продукцию. С 2007 года за ситуацией наблюдает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая регулярно проводит анализ рынка. В ведомстве создан специальный штаб по мониторингу цен не нефтепродукты.
Помимо фискального есть и рыночный механизм выравнивания стоимости топлива. По закону, 10% от своих объемов российские нефтяные компании должны реализовывать через биржу. По результатам 2014 года оказалось даже 16%. «Но мы считаем, что этого недостаточно. Как минимум 20% нефтепродуктов должны идти через биржевые торги», – полагает президент Петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин. По прогнозам Минэнерго, в этом году через биржу должно быть продано 36,8 млн тонн топлива. По подсчетам специалистов, внутренний рынок потребляет 36 млн тонн, значит, будет и небольшой запас.
Эксперты высоко оценивают результаты работы на бирже. «Мы долго к этому шли. Много общаемся с представителями биржи, выступаем с предложениями по улучшению механизма ее работы», – рассказывает Олег Ашихмин. В 2014 году на бирже самым популярным бензином был «Регуляр-92» (продано около 4,5 млн тонн, или 26% от всего рынка нефтепродуктов), на втором месте – летнее дизельное топливо (около 3,5 млн тонн, или 20,3%), на третьем – топочный мазут (2,525 млн тонн, или 14,7%).
Впрочем, и на бирже не все идет гладко. «Свободная нефтеторговля призвана ввести прозрачный механизм ценообразования на специфичный рынок. Но это едва ли помогает, что подтверждается перманентными судебными тяжбами ФАС с нефтяными компаниями», – считает Сергей Козловский.
Например, в ноябре 2014 года ФАС уже предъявляла претензии корпорациям «Башнефть», «Лукойл», «Роснефть». Даже заводила дело по признакам манипулирования на бирже. Речь тогда шла о том, что имели место не фактические покупки или продажи, а «секундные» сделки, которые изменяли стоимость активов. Это привело к повышению биржевой стоимости бензина до 34%, что повлекло за собой и повышение стоимости топлива на розничном рынке.
Свободная торговля нефтью, бензином и дизтопливом на бирже – это идеальная ситуация. На практике российским сырьевым корпорациям выгоднее экспортировать нефть и продукты ее переработки, чем продавать на внутреннем рынке. Девальвация рубля сгладила ущерб от падения котировок «черного золота» на мировых биржах.
Петербургский нефтяной клуб обратился в Минэнерго с предложением установить минимально необходимый запас бензина на уровне не ниже 2 млн тонн, чтобы предупредить дефицит на розничном рынке и, как следствие, избежать роста цен. По дизельному топливу ситуация на протяжении последних трех лет ровная: объемы запасов всегда сохранялись.
В конце февраля на рынке Северо-Запада объема нефтепродуктов хватало, дефицита не было, уверяли эксперты. Тогда повышения цен они не прогнозировали. «Что будет в конце марта, в апреле, покажет время», – сходятся во мнении специалисты.
________________________________________
По данным Петербургского нефтяного клуба, в Петербурге и Ленинградской области действует 746 АЗС. 23% этого рынка занимает «Лукойл», 17% — Петербургская топливная компания, «Газпромнефть» — 12%, «Роснефть» — 10%, столько же — компания Neste.
Галина Назарова
Комментарии