Конфереция

Ключевые тренды в российской нефтянке - ограничения и возможности

В условиях повышения мировых цен добыча нефти в России в 2018 г. достигла максимума за постсоветский период. Под влиянием проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра наметились тенденции сокращения производства и экспорта мазута, за счет чего сократились объемы переработки нефти, но серьезно повысилась ее глубина. С 2019 г. начата реализация второго этапа налогового маневра в нефтяной отрасли и введен налог на дополнительный доход.

Уровень производства нефти в России в последние годы определяется выполнением обязательств по соглашению ОПЕК+. Фактическое сокращение добычи странами ОПЕК+ в первом полугодии 2018 г. оказалось существенно большим, чем предусматривалось соглашением, из-за серьезного падения производства в ряде государств. В связи с этим в июне 2018 г. было принято решение об увеличении добычи нефти с начала июля на 1 млн барр. в сутки.

При росте мирового спроса на нефть реализация соглашения ОПЕК+ привела к сокращению избыточного предложения и заметному повышению цен.

Добыча нефти в России, благодаря полученной в рамках соглашения возможности ее увеличить во втором полугодии, в 2018 г. достигла 556 млн т (рост на 1,7% по сравнению с предыдущим годом, см. табл. 1). Это максимальный уровень добычи за период с 1989 г., т.е. за последние 30 лет, близкий к историческому максимуму в 569,4 млн т, достигнутому в 1987 г. (рис. 1). 

Таблица 1. Производство и переработка нефти в России в 2010-2018 гг. 

 

2010

2014

2015

2016

2017

2018

Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн т

505,1

526,7

534,0

547,6

546,8

556,0

Первичная переработка нефти, млн т

249,3

294,4

287,2

284,5

284,3

290,7

Доля переработки нефти в ее добыче, %

49,4

55,9

53,8

52,0

51,9

52,3

Глубина переработки нефтяного сырья, %

71,1

72,4

74,4

79,1

81,0

82,1

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Итоги 2018 г. свидетельствуют о положительном эффекте проведенного в нефтяном секторе первого этапа налогового маневра – структурной реформы налоговой системы, предусматривающей поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). 

Стратегия «Гибридная» - это гибкое сочетание государственных облигаций РФ и акций наиболее крупных, ликвидных и надёжных компаний, что позволяет получать доход по стратегии 30-35% годовых.

Рис. 1. Добыча нефти, включая газовый конденсат, в 1985–2018 гг., млн т

Источник: Росстат, Минэнерго России.

Проведение налогового маневра привело, во-первых, к повышению глубины переработки нефти и снижению производства мазута. Во-вторых, – к увеличению экспорта сырой нефти и уменьшению экспорта нефтепродуктов за счет сокращения менее эффективного экспорта мазута. В-третьих, – к снижению объемов переработки нефти, связанному с первыми двумя факторами. Глубина переработки нефти в России повысилась с 72,4% в 2014 г. до 82,1% в 2018 г., что является историческим максимумом (рис. 2). Увеличилось производство бензина и дизельного топлива. Производство мазута за этот же период сократилось на 37,2%. Доля направляемой на переработку нефти в ее добыче снизилась с 55,9 до 52,3%. Экспорт нефтепродуктов уменьшился на 8,9%. 

Рис. 2. Глубина переработки нефти в 2005–2018 гг., %

Источник: Минэнерго России, Росстат.

Суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов в 2018 г. увеличился до 410,3 млн т, или на 2,3% по сравнению с предыдущим годом (табл. 2). Данный показатель близок к историческому максимуму, достигнутому в 2015 г. – 416 млн т.

Таблица 2. Соотношение производства, потребления и экспорта нефти в 2010-2018 гг. 

2010

2014

2015

2016

2017

2018

Нефть, млн т

Производство

505,1

526,7

534,0

547,6

546,8

556,0

Экспорт, всего

250,4

223,4

244,5

254,8

252,6

260,2

Экспорт в страны – не члены СНГ

223,9

199,3

221,6

236,2

234,5

241,7

Экспорт в страны СНГ

26,5

24,1

22,9

18,6

18,1

18,5

Чистый экспорт

249,3

222,6

241,6

254,0

252,0

259,7

Внутреннее потребление

125,9

141,3

122,2

138,3

147,1

146,7

Чистый экспорт, % к производству

49,4

42,3

45,2

46,4

46,1

46,7

Нефтепродукты, млн т

Экспорт, всего

132,2

164,8

171,5

156,0

148,4

150,1

Экспорт в страны – не члены СНГ

126,6

155,2

163,3

148,1

137,4

139,0

Экспорт в страны СНГ

5,6

9,6

8,3

8,0

11,0

11,0

Чистый экспорт

129,9

162,8

170,2

155,3

147,7

149,6

Нефть и нефтепродукты, млн т

Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов

379,2

385,4

411,8

409,3

399,7

409,3

Чистый экспорт нефти и нефтепродуктов, 
% к производству нефти 

75,1

73,2

77,1

74,7

73,1

73,6

Источник: Росстат, Минэнерго России, Федеральная таможенная служба, расчеты автора.

Рассматривая динамику российского нефтяного экспорта за длительный период времени, следует отметить существенное усиление экспортной ориентации сектора. Доля чистого экспорта нефти и нефтепродуктов в производстве нефти повысилась с 47,7% в 1990 г. до 73,6% в 2018 г. Это связано не только с увеличением абсолютных размеров экспорта, но и со значительным сокращением внутреннего потребления нефти по сравнению с советским периодом в результате рыночной трансформации российской экономики, повышения эффективности использования нефти и замещения нефтепродуктов (топочного мазута) природным газом.

Таблица 3. Стоимость и удельный вес экспорта продукции нефтяного сектора в российском экспорте в 2017–2018 гг 

Экспорт в 2017 г.,
млрд долл.

Доля в общем объеме 
российского экспорта, %

Экспорт в 2018 г., 
млрд долл.

Доля в общем объеме 
российского экспорта, %

Нефть и нефтепродукты, всего

151,55

42,2

207,1

45,8

Нефть

93,31

26,0

129,0

28,5

Нефтепродукты

58,24

16,2

78,1

17

Источник: Федеральная таможенная служба, расчеты автора.

Цены на нефть и нефтепродукты на российском внутреннем рынке в своей основе формируются исходя из мировых цен на них как цены равной доходности поставок на внешний и на внутренний рынок, т.е. как цены netback равные мировой цене за вычетом вывозной таможенной пошлины и затрат на транспортировку на экспорт. В связи с этим динамика внутренних цен на нефть и нефтепродукты в долларовом выражении фактически отражает динамику мировых цен (рис. 3). Благодаря экспортным пошлинам между мировыми и внутренними ценами по-прежнему сохраняется значительный разрыв. Вместе с тем, очевидным становится сближение внутренней и мировой цен в результате произведенного в рамках налогового маневра снижения ставки экспортной пошлины. Если в 2014 г. внутренняя цена на нефть (цена производителей) составляла 42% от мировой (цены нефти сорта Urals на европейском рынке), то в 2018 г. – уже 66%.

Рис. 3. Мировая и внутренняя цена на нефть в 2000–2018 гг., долл./т

Источник: Росстат, расчеты автора.

Конечные (потребительские) цены на моторное топливо на внутреннем рынке формируются на основе цен производителей (цен net-back) с учетом косвенных налогов (акциз, НДС) и торгово-сбытовой надбавки. Россия по доле косвенных налогов в конечной цене бензина занимает промежуточное положение между ведущими странами ЕС, где эта доля наиболее высока, и США, где она относительно низкая.

По нашим расчетам, в конце 2018 г. потребительская цена бензина в России по отношению к уровню США составляла 96%, Канады – 74%, Японии – 45%, а по отношению к среднему уровню 5 ведущих стран ЕС – 41%. Таким образом, действующие в России экспортные пошлины и уровень налогов на нефтепродукты обеспечивают сохранение более низких цен на моторное топливо на внутреннем рынке по сравнению с развитыми странами. При этом проведение налогового маневра фактически не повлияло на относительный уровень цены на бензин: по сравнению с США она осталась на прежнем уровне, по сравнению с ведущими европейскими странами – несколько снизилась (табл. 4).

Таблица 4. Уровень потребительской цены на автомобильный бензин в России по отношению к другим странам, % 

2014 январь

2018 декабрь

США

95,8

95,8

Канада

72,9

73,7

Япония

55,0

45,2

Германия

44,4

39,6

Великобритания

43,3

41,8

Франция

45,3

39,7

Италия

39,5

37,2

Испания

48,7

46,6

ЕС-5

44,1

40,8

Источник: расчеты автора по данным OECD/IEA и Росстата.

С начала 2019 г. вступили в действие принятые в 2018 г. законодательные решения о поэтапном завершении налогового маневра и введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 305-ФЗ предусмотрено равномерное понижение ставки экспортной пошлины на нефть в период 2019–2024 гг. до нулевого уровня. Одновременно Федеральным законом

от 03.08.2018 №  301-ФЗ предусмотрено компенсирующее повышение в этот период ставки НДПИ при добыче нефти. Такая перестройка налоговой системы создаст стимулы для дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающего сектора, сократит субсидирование внутренних потребителей, прежде всего сектора нефтепереработки, уменьшит субсидирование Россией других стран ЕАЭС, усилит стимулы к повышению энергоэффективности.

Федеральным законом от 19.07.2018 №  199-ФЗ с 2019 г. в налоговую систему введен новый специальный налог – на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Применение данного налога будет стимулировать инвестиции в добычу нефти, включая разработку месторождений с повышенными производственными затратами. В ближайшее время применение НДД предусмотрено на ограниченном числе месторождений, в перспективе предполагается расширение сферы применения данного налога.

Значительный ресурсный потенциал и рост мирового спроса на нефть позволяют России поддерживать высокие уровни добычи и экспорта нефти в течение многих лет. В то же время ограничивающее влияние на развитие этого сектора будут оказывать прогнозируемые относительно невысокие цены на нефть и санкции, устанавливающие запрет на поставку в Россию оборудования и технологий для разработки месторождений на арктическом шельфе, глубоководных месторождений и месторождений сланцевой нефти.

В этих условиях основой дальнейшего развития российского нефтяного сектора должны стать традиционные запасы нефти на суше. При этом особое значение приобретает углубленная разработка действующих месторождений, повышение коэффициента извлечения нефти. Возможности дополнительной добычи будут в значительной степени зависеть от технологического прогресса в отрасли, развития импортозамещающих технологий, позволяющих повысить уровень нефтеизвлечения и обеспечить разработку нетрадиционных запасов, включая сланцевую нефть. Дальнейшему развитию нефтяного сектора должны способствовать и меры налоговой политики.

Комментарии