Наталья Башлыкова
В Госдуме предлагают ввести квотирование поставок бензина на внутренний
рынок, а также увеличить долю продаж топлива на бирже с 13% до 20%, узнали
«Известия». Эти меры, по мнению депутатов, должны не допустить серьезного роста
цен на бензин в рознице. Подобные опасения возникли после того, как на бирже
бензин с начала июля подорожал на 12,2%, следует из данных Санкт-Петербургской
биржи. Ситуацию с ценообразованием обсудили 29 июля на совете Госдумы и в Минэнерго.
Среди причин названы ремонтные работы на НПЗ, сложности с логистикой, участие
самих топливных компаний в купле-продаже топлива, рассказали в Российском
топливном союзе. В ФАС сообщили, что фиксируют в ряде регионов нарушения при
реализации топлива в рознице — например, в Туве в ценовом сговоре уличено 10
компаний.
Причины роста
Стоимость АИ-95 на
Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже 29 июля подорожала до
72,5 тыс. рублей за 1 т, то есть на 12,2%, следует из данных торгов на сайте
площадки. Для стабилизации внутреннего рынка правительство ранее приняло
решение ввести с 1 августа временный запрет на экспорт бензина.
Однако в Госдуме предложили
усилить меры — ввести квотирование поставок бензина на внутренний рынок, а
также увеличить долю биржевых продаж топлива до 20%. С таким предложением в
адрес вице-премьера Александра Новака обратился вице-спикер нижней палаты, член
совета парламента Борис Чернышов. С документом ознакомились «Известия».
«В целях стабилизации внутреннего топливного
рынка, снижения цен на АЗС и обеспечения устойчивого снабжения стратегически
важных отраслей экономики бензином и дизельным топливом предлагаю рассмотреть
возможность введения механизма квотирования торговли этими видами топлива на
внутреннем рынке», — говорится в письме.
В нем отмечается, что для реализации
этого механизма необходимо учредить правительственную комиссию, которая будет
заниматься ежеквартальной разработкой квот на поставки дизтоплива и бензина на
внутренний рынок, исходя из меняющихся потребностей внутреннего рынка и
стратегических отраслей. Для компаний, не выполняющих установленные нормативы,
предлагается ввести штрафные меры.
— Когда растет стоимость топлива
на иностранных рынках, то по понятным причинам российским производителям
становится выгодней продавать максимум своих запасов за рубеж. Это, в свою
очередь, провоцирует дефицит на внутреннем рынке, который в большей степени
регулируется государством. Но такой механизм совершенно не годится, потому что
ставит наших потребителей в положение второго сорта по отношению к иностранным
потребителям, — заявил «Известиям» вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.
По его словам, главным
приоритетом должен стать российский потребитель, для этого нужно ввести
механизм, который заставит компании наполнять внутренний рынок.
— В 2023 году правительство
повышало норматив продажи бензина на бирже до 13% от объема производства.
Возможно, сейчас его стоит повысить до 20%, — полагает депутат.
Как рассказал «Известиям»
источник в Госдуме, на совете нижней палаты 29 июля депутаты детально обсудили
ситуацию с причинами роста цен на топливо. Главными из них были названы
сокращение объема поставок на внутренний рынок, а также ремонт целого ряда
значимых НПЗ.
По итогам совета спикер Госдумы
Вячеслав Володин сообщил, что депутатам поступает много обращений граждан в
связи с ростом цен на бензин. Поэтому, по его словам, будет правильным, чтобы
профильные комитеты изучили этот вопрос и не снимали с контроля.
Соответствующее поручение он дал комитетам по энергетике, экономической
политике, аграрным вопросам и контролю.
Кроме того, Вячеслав Володин
поручил провести расширенное заседание профильного комитета по энергетике и
пригласить на него с докладом первого замминистра энергетики Павла Сорокина.
В ФАС «Известиям» сообщили, что
служба направила запросы вертикально интегрированным компаниям (ВИНКи) с
обоснованием причин изменения стоимости на АИ-95 — эту информацию бизнес должен
представить до 31 июля. Одновременно в ФАС отметили, что, по данным Росстата,
цены на АЗС изменяются не выше уровня инфляции, хотя в ряде регионов есть и уже
выявленные нарушения.
— За последний месяц Пермское
УФАС признало факт нарушения закона о защите конкуренции в действиях «дочки» «Лукойла»
из-за необоснованно высоких цен на топливо, в Туве выявлен сговор 10 компаний
на рынке нефтепродуктов. Тверское УФАС выдало предупреждение «дочке»
«Сургутнефтегаза» за признаки ценовой дискриминации потребителей. Также выданы
предупреждения двум топливным компаниям в ЛНР за введение покупателей в
заблуждение об условиях продажи товара, в частности цены нефтепродуктов, —
рассказали в ФАС.
«Известия» также направили запрос в Минэнерго,
представителю вице-премьера Александра Новака, в правительство и крупнейшим
нефтяным компаниям с просьбой прокомментировать ситуацию с ценообразованием топлива.
В Минэнерго пока считают, что
розничные цены на топливо стабильны, а дефицит отсутствует. Об этом в ведомстве
заявили 29 июля на заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке
нефтепродуктов под руководством вице-премьера Александра Новака. При этом он
всё же дал поручение министерству и ФАС отслеживать динамику цен на топливо на
АЗС и для сельхозпроизводителей, а также баланс маржинальности переработки для
недопущения роста стоимости выше уровня инфляции. Нефтяным компаниям
рекомендовано увеличить загрузку НПЗ в сезон высокого спроса на бензин.
Отрегулируют или нет?
Глава Российского топливного
союза Евгений Аркуша пояснил «Известиям», что розничные цены на бензин растут в
России в пределах инфляции, а вот к биржевым есть претензии.
— Сегодня это обсуждалось на
совещании у вице-премьера Александра Новака. Среди причин роста биржевых цен
было названо в том числе снижение объема продаж бензина на бирже, которое
происходит по объективным обстоятельствам. Это и ремонты, которые идут сегодня
на НПЗ, и проблемы с логистикой и железной дорогой, которые приводят к тому,
что ряд заводов просто не может вывезти топливо, что ведет к снижению
производства, — рассказал представитель отрасли.
По его словам, есть и системная
проблема в ценообразовании, связанная с тем, что структура производства марок
бензина не соответствует структуре потребления. Бензина АИ-95 потребляется
больше, а производится меньше. Также есть влияние санкций, которые сказываются
на сроках проведения ремонтных работ. Кроме того, как отмечает Евгений Аркуша,
необходимо обязательно обеспечить приоритетность перевозок топлива
железнодорожным транспортом, так как с сентября вводятся новые правила
недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД, которые могут
усложнить доступ перевозчиков к инфраструктуре в условиях ее ограниченной
пропускной способности.
В целом Евгений Аркуша считает,
что простое увеличение норматива продаж топлива на бирже вряд ли поможет. Запрет
же экспорта бензина, безусловно, приведет к насыщению рынка и стабилизации цен,
но это временная мера.
Ведущий аналитик Фонда
национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при
правительстве РФ Игорь Юшков считает, что в нынешней ситуации властям будет
сложно повлиять на ценообразование, которое обусловлено высокой инфляцией и
ремонтами НПЗ.
— Отчасти власти и так сегодня
уже квотируют продажи. Спрос на внутреннем рынке растет, вводится запрет на
экспорт. Хотя лично мне непонятно, зачем полностью закрывать экспорт, если в
России нет дефицита топлива. Ведь компании, когда им запрещают экспортировать,
считают, что они недополучили выгоду, и поднимают цену на внутреннем рынке,
чтобы вернуть прибыль, — пояснил эксперт.
Игорь Юшков согласен с тем, что
бензин скачками дорожает на бирже, а в рознице укладывается в уровень инфляции,
которая, по его словам, сейчас объективно высокая — 9,5%. При этом он считает,
что снижению цен может способствовать увеличение реализации доли бензина на
бирже до 50%, а дизельного топлива — до 30%.
— В этом случае это будет
сдерживать существенный рост биржевых цен, — пояснил аналитик.
У властей есть все механизмы для
регулирования стоимости топлива, полагает директор Центра конъюнктурных
исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
— Подобная турбулентность уже
происходила в прошлом году, когда также был введен временный запрет на экспорт
топлива. Поэтому эта ситуация возникает уже не в первый раз. Думаю, что и
сейчас регуляторы разберутся с энергетическими компаниями и, возможно, взамен
понижения цен дадут им какие-то другие бонусы, — считает эксперт.
21 сентября 2023 года
правительство приняло решение о введении временного ограничения на экспорт
бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Ограничения не коснулись
только вывоза в страны ЕАЭС и гуманитарной помощи. Такая мера последовала после
сообщений об ухудшении ситуации в регионах — дефиците топлива и росте цен на
него. При этом, как только запрет был отменен, цены вновь пошли вверх, а в
Госдуме вновь призвали ввести запрет на экспорт дизельного топлива.
По мнению Георгия Остапковича,
запрет на экспорт бензина, который возобновится 1 августа, не решит проблему
высоких цен. Цена на топливо закладывается в себестоимость любого продукта,
поэтому очевидно, что дорогое сырье может спровоцировать увеличение стоимости
других товаров и привести к повышению скорости инфляции.