Елена Савельева.
Китай сохраняет статус
крупнейшего потребителя российского нефтяного экспорта. В ближайший месяц
экспорт арктических сортов в КНР может резко увеличиться: выросли морские
перевозки по схеме "борт-в-борт". Арктические сорта нефти из РФ имеют
особую ценность для китайских НПЗ, а Россия расширяет возможности морских
поставок, несмотря на "прощальные" санкции Байдена.
Потенциал роста
В 2024-м Россия довела объем
поставок в Китай до нового рекорда - 108,47 миллиона тонн, свидетельствуют
данные Главного таможенного управления КНР. В среднесуточном выражении объем
поставок нефти из РФ в Китай в 2024 году составил 2,19 миллиона баррелей в
сутки против 2,14 в 2023-м. Российское сырье обошлось Пекину в 60,2 миллиарда
долларов – на 2,8% больше, чем в 2023 году.
Примерно десятую часть от общего
объема экспорта нефти из России морским путём приходится на арктическую нефть.
В январе этот вид нефти попал под действие расширенных санкций США. Под
ограничения попали танкеры, которые перевозят нефть сортов ARCO и Novy Port, а
также российский производитель "Газпром нефть".
Однако, как отмечает Reuters,
поставкам это практически не мешает. Трейдеры начали активно использовать схему
ship-to-ship ("борт-в-борт", перегрузка с судна на судно) в
международных водах у берегов Сингапура и Малайзии. Грузы перегружаются на
сверхбольшие суда для перевозки сырой нефти (VLCC), которые не подпадают под
санкции. После этого они отправляются в китайские порты.
По оценкам Vortexa, благодаря
росту морских перевозок по схеме "борт-в-борт" экспорт российской
арктической нефти в Китай в ближайший месяц может резко увеличиться.
"Схема
"борт-в-борт" позволяет подсанкционным танкерам выполнять свои
функции в более безопасной (в первую очередь — для покупателей) среде.
Российская нефть перевозится танкерами до нейтральных вод, где осуществляется
перегрузка на суда, которые затем доставляют нефть в Китай" - уточняет
Чжан Шицзя, младший научный сотрудник Центра стратегических исследований
экономического факультета РУДН.
Ценные сорта
Редкие сорта российской нефти
оказались в структуре китайского (и индийского) нефтяного импорта еще с конца
2023-го. Это и "Новый порт", сырой "Варандей", и
высокосернистая и плотная Arco. Раньше Arco в основном отправляли в
Великобританию и Нидерланды, но теперь последние остались без нее.
"Арктические сорта нефти
привлекательны химическим составом, делающих их особенно эффективными для
производства бензина и дизельного топлива. Другой фактор — цена по сравнению с
эталонными сортами: из-за санкционного давления и логистических сложностей
российские арктические сорта часто предлагаются с дисконтом" - объясняет Чжан
Шицзя.
Основные потребители арктических
сортов нефти в Китае - независимые нефтеперерабатывающие заводы, расположенные
преимущественно в провинции Шаньдун.
В 2024 году спрос на арктическую
нефть со стороны этих НПЗ несколько снизился по объективным причинам: снижение
экономической активности в КНР, увеличение санкционных рисков, снижение цен на
нефтепродукты.
Вопросы логистики
Сейчас ситуация выравнивается,
однако конечный объём разгрузки будет зависеть от логистических возможностей и
интереса китайских НПЗ, отмечают эксперты.
"Сейчас поставки занимают
около двух месяцев из-за обходного маршрута через Суэцкий канал, поскольку
кратчайший Северный морской путь закрыт до июля. Однако несмотря на
значительные расходы на логистику и перевалку, китайские покупатели готовы
платить больше, чтобы избежать риска вторичных санкций США" - отмечает
Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории, ведущий научный
сотрудник Института исследований международных экономических отношений
Финансового университета при Правительстве РФ.
При этом в ближайшей перспективе
СМП может стать реальной альтернативой перегруженным Суэцкому каналу и
Малаккскому проливу.
Поскольку арктические льды
продолжают таять, этот маршрут становится более коротким и экономичным для
Евразии, вызывая интерес у Китая и Индии. Россия остаётся доминирующим игроком
в сфере арктических ледокольных технологий, обладая более чем 50 ледоколами, в
том числе единственным в мире атомным флотом. Однако для круглогодичной
навигации в Арктике требуется еще больший флот мощных ледоколов,
специализированная портовая инфраструктура и обширная сеть морской логистики,
говорит Дмитрий Морковкин.
Новые возможности
Аналитики также указывают на то,
что сейчас для России открываются дополнительные возможности для поставки
энергоресурсов Китаю с учётом торговой войны между КНР и США.
"Производственные мощности
Поднебесной требуют импорта около 10 млн б/с сырой нефти и нефтепродуктов. При
этом общий объем поставок СПГ из США в первом квартале 2025-го снизился на 70%
год к году. А после резкого спада в январе и феврале, в марте он упал до нуля.
Естественно, КНР будет искать возможности по компенсации выпадающих объемов.
Поставки российской нефти и СПГ морским путём — один из способов её
осуществить" - полагает Артур Мейнхард, руководитель аналитического
управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle.
Тем более, несмотря на
"прощальные" санкции Байдена, Россия продолжает расширять теневой
флот. По данным S&P Global, количество судов, задействованных в перевозке
российской нефти, увеличилось на 33% с 2023 года. Разумеется, схема
"борт-в-борт" и необходимость использовать новые суда, говорит о том,
что возможности теневого флота сталкиваются с объективными трудностями,
замечает Чжан Шицзя. Однако по статистике 2024-го года, экспорт российской
нефти снизился лишь на 2% - очевидно, что используемые экспортерами новые
инструменты оказались эффективными в условиях ограничений.