Конфереция

Хищная стройка века: газовый мегапроект подпортил жизнь вокруг Усть-Луги

После того как Владимиру Путину рассказали о конфликте вокруг стройки в Усть–Луге, проблемы стали активно решаться в пользу местного населения. Но мегазавод никуда не денется.


Речь идёт о двух технологически связанных предприятиях — заводе по переработке и сжижению газа и газохимическом комплексе. Всё это вместе называется комплексом по переработке этансодержащего газа (КПЭГ). Оператором первого выступает ООО "РусХимАльянс" — паритетная "дочка" "Газпрома" и "РусГазДобычи". Генеральным директором компании стал Кирилл Селезнёв, до этого с 2003 года возглавлявший ООО "Газпром межрегионгаз". Возведением газохимического комплекса в составе КПЭГ занимается специально созданное для этого "РусГазДобычей" ООО "Балтийский химический комплекс".


На днях генеральный директор "РусГазДобычи" Константин Махов в ходе встречи с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко сообщил, что для обращений местных жителей по поводу стройки близ Усть–Луги откроют "горячую линию". И похоже, когда канал для жалоб заработает, от звонков не будет отбоя. Пока из эффектов от рекордных вложений "Газпрома" местные только ощущают, как окрестности становятся всё менее пригодны для жизни: курсирующие самосвалы разрушают дороги, леса вырубаются, грунт и мусор сваливают где придётся, а прогрессирующее число рабочих просто не помещается в округе.


Первые сваи будущего КПЭГ забивали в мае этого года при участии вице–премьера Александра Новака, председателя правления ПАО "Газпром" Алексея Миллера и гендиректора АО "РусГазДобыча" Константина Махова.


"Общая стоимость проекта составляет около 3 трлн рублей", — сообщили "ДП" в пресс–службе КПЭГ. ВЭБ.РФ ранее заявлял, что предоставит 745 млрд рублей финансирования.


После полного ввода в работу к 2024 году комплекс станет лидером России и одним из крупнейших предприятий мира по объёмам переработки газа, а также даст более 5 тыс. рабочих мест без учёта сопутствующей инфраструктуры.


Самосвалы против асфальта


Первой заметной жертвой стройки в Усть–Луге и окрестностях стали дороги. "За последние 2 месяца я три диска сломал!" — описывает состояние трассы местный житель. Непрерывно курсирующие сотни самосвалов довели полотно до плачевного состояния, при этом на обочинах выстраиваются цепочки техники, что затрудняет проезд и повышает опасность движения.

"Когда началась стройка, всё оказалось не подготовлено, строителям даже негде жить. Кто работает на грузовиках — летом ночевали в них, в автобусах до самых морозов, и даже были случаи, когда спали в подъездах", — рассказывает одна из жительниц. Но часть рабочих арендуют квартиры в Усть–Луге и окрестностях, а из–за отсутствия организованного развоза некоторые доезжают на КамАЗах до ночлега прямо по посёлку, попутно уничтожая асфальт и газоны. Ощутив масштаб проблемы, в августе операторы комплекса даже решили выделить деньги на ремонт дорог в округе.


"Подписаны соглашения между “РусХимАльянсом”, Балтийским химическим комплексом и комитетом по дорожному хозяйству правительства Ленобласти, предусматривающие перечисление в областной бюджет 2 млрд рублей на приведение в нормативное состояние 67 км автомобильных дорог в Кингисеппском районе", — рассказывают в пресс–службе КПЭГ.


А местные жители всё это время просили установить на въезде в Усть–Лугу запрещающие знаки. И недавно они всё–таки были услышаны. Как говорится в сообщении правительства Ленобласти, с 30 декабря движение по региональной трассе "Подъезд к посёлку Усть–Луга" для машин тяжелее 3,5 т будет запрещено до конца 2026 года.


Но не все верят, что ограничения будут соблюдаться. "Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения", — иронизируют жители в социальных сетях.



Сокуров защищает водь


Точки кипения ситуация с превращением окрестностей в руины достигла в деревне Лужицы, находящейся не далее 10 км от Усть–Луги. Небольшое поселение, известное с конца XV века, является единственным местом компактного проживания финно–угорского народа водь, представителей которого осталось менее сотни. Здесь же находится кладбище, которому, как и деревне, более 500 лет.


Вплотную к захоронениям начали прокладывать технологический съезд к стройке с трассы А–180 "Нарва". Вырубка леса ослабила грунт, создав угрозу сползания берегов небольшой реки Лужица, которая от пыли и песка стала одного цвета с землёй, а на старый мост через неё положили бетонные плиты, чтобы по ним могли проезжать большегрузы.


Вожане, видя угрозу не просто тишине по утрам, а сохранению своего наследия, начали обращаться во все инстанции, но тщетно. До тех пор, пока 9 декабря режиссёр Александр Сокуров не зачитал обращение жителей деревни на заседании Совета по правам человека с Владимиром Путиным.


"Испокон веков вожане стояли на страже рубежей России и никогда не предавали Россию и с ней не воевали. Ни один вожанин не остался в Финляндии, куда они были насильно высланы во время Великой Отечественной войны", — процитировал жителей режиссёр. В конце письма представители исчезающего народа просят президента перенести развязку, подчёркивая, что технически это реализуемо.


"Если хоть какая–то возможность есть там изменить транспортную развязку, то, конечно, надо будет это сделать", — согласился Владимир Путин. Поручение пошло в исполнение, и уже 14 декабря состоялась упомянутая встреча губернатора Ленобласти Александра Дрозденко с руководителями проекта КПЭГ, в ходе которой они также посетили деревню.


"Несмотря на то что съезд в Лужицах отходит от дороги федерального значения, губернатор поручил дорожному комитету региона, ФКУ “Упрдор Северо–Запад” и инвесторам, в чьих интересах обустроено примыкание, найти решение обозначенной проблемы", — рассказали в пресс–службе правительства Ленобласти о состоянии конфликта вокруг развязки.


Хранитель музея водской культуры в Лужицах Марина Ильина, присутствовавшая на встрече с губернатором, теперь воздерживается от обсуждения проблем. Она рассчитывает, что основной круг вопросов был урегулирован на встрече.
"Через неделю можно вернуться к обсуждению, когда станет понятно, в ту или иную сторону решился вопрос", — говорит она.


"Строители КПЭГ в диалоге с жителями по этому вопросу. Сам КПЭГ будет находиться от кладбища в деревне Лужицы на расстоянии не менее 5 км. Чтобы исключить шумовое воздействие дороги, по завершении основных строительно–монтажных работ установят специальные шумозащитные экраны", — передаёт позицию руководства пресс–служба комплекса.


Удвоить Кингисепп


На пике в строительных мероприятиях предполагают задействовать более 80 тыс. человек — это сравнимо по численности с населением всего Кингисеппского района.
"Проект КПЭГ реализует интернациональная команда, как это обычно бывает с проектами подобного масштаба", — рассказывают операторы комплекса.


Пресс–служба "РусХимАльянса" 13 декабря сообщила, что компания заключила договор с турецким подрядчиком Limak Construction. Также в стройке участвуют германская Linde GmbH и турецкая Renaissance Heavy Industries. Для строительства газохимического комплекса в качестве генеральных подрядчиков Балтийский химический комплекс выбрал китайскую China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven в паре с PESCO Switzerland AG, как говорится на сайте последней.


"Проект изначально предусматривал проживание рабочих в периметре стройплощадки — в специальных автономных временных городках, оснащённых всем необходимым: столовыми, медпунктами, торговыми точками, прачечными и т. д.", — говорят представители КПЭГ.


Однако в том, как будут организованы коммуникации, обработка отходов, тепло– и водоснабжение, пока многое остаётся непрояснённым. Также, например, в Усть–Луге всего одна аптека, работающая не каждый день. А скорая помощь в посёлок едет из Кингисеппа.


Для обеспечения безопасности принято решение переоборудовать под полицейский участок здание старого детского сада в Усть–Луге (сейчас за порядком здесь следит один участковый). Стоимость работ оценивается примерно в 40 млн рублей, которые собираются разделить между бюджетами Ленинградской области и Кингисеппского района. "Точная схема финансирования находится в процессе согласования", — сообщает пресс–служба областного правительства.


Газовый комплекс — наиболее крупная, но не первая большая стройка около Усть–Луги. Здесь же находится точка входа "Северного потока — 2", в 50 км отсюда продолжается строительство ЛАЭС–2, но именно события вокруг КПЭГ демонстрируют невозможность реализации масштабных проектов без соответствующего уровня организации и, самое главное, без учёта того, что рядом живут люди, которые ждут решения старых проблем, а не появления новых.
"Подстанцию за миллион сделать не могут, газа нет — а вокруг ведут стройку века", — делится с "ДП" местный житель.


“Мы имеем ситуацию, когда в угоду экспорту минеральных продуктов разрушается воспроизводство всегда присутствовавших на этих территориях рыбных и других возобновляемых ресурсов, являющихся достоянием России."

Олег Бодров
председатель общественного облсовета южного берега Финского залива


“Поступает много обращений от жителей, в частности по транспорту. Скоро запретят въезд грузовиков в границы Усть–Луги, введено ограничение скоростного режима для большегрузов на дорогах, прилегающих к населённым пунктам. Сформированы места для более чем 250 автомобилей, на подъездных дорогах разгружают обочины от машин. Пока проблема не решена полностью, но часть уже паркуется на специальных площадках."

Сергей Соболев
первый замглавы администрации Кингисеппского района Ленинградской области

“Крупнейшая стройка в России ведётся по графику. Совместно с органами власти и подрядчиками мы существенно продвинулись в решении вопросов её организации. Появились съезды, есть установки для мойки колёс, ведётся строительство городков для работников, где предусмотрены медпункты, столовые. Ещё не все работы выполнены, но есть дорожная карта, по которой мы должны решить все проблемные вопросы до конца I квартала 2022 года."

Александр Дрозденко
губернатор Ленинградской области

Комментарии