Каждый четвертый водитель готов выйти из-за руля

Четверть автомобилистов России готовы отказаться от использования своего транспортного средства — чаще всего из-за высоких цен на бензин и дороговизны обслуживания машины. При этом забота об окружающей среде и желание вести здоровый образ жизни в качестве аргументации отказа более распространены, чем жалобы на плохие дороги. Подобные данные в ходе соцопроса получил ВЦИОМ. Еще в мае 2018 года в ходе другого опроса лишь 5% респондентов допускали полный отказ от машины. В исследовании ВЦИОМа, которое проводилось в сентябре 2018 года, приняли участие 1,6 тыс. граждан из разных регионов РФ. Каждый четвертый автомобилист готов отказаться от «частого использования» машины. 48% респондентов (те, кто водит машину ежедневно) называют причиной высокие цены на бензин, 15% — слишком дорогое обслуживание автомобиля, 12% — пробки, 8% — желание вести здоровый образ жизни и ходить больше пешком, 5% — заботу об окружающей среде, 4% — плохое состояния дорог. Те, кто не может обойтись без машины, чаще всего давали следующие объяснения: автомобиль нужен по работе (12% опрошенных), дом расположен слишком далеко от офиса (15%), нужно возить детей в школу (11%), плохо работает общественный транспорт (8%), нужно перевозить семью (5%). Интересно, что в мае 2018 года ВЦИОМ в ходе другого соцопроса (800 респондентов в десяти городах) спрашивал граждан, готовы ли они реже пользоваться личным авто: 20% ответили, что «допускают ограничение использования», 5% — что допускают полный отказ от машины. 74% ответили, что не готовы отказываться от автомобиля. В ходе сентябрьского исследования респонденты также отвечали на вопрос об основных критериях при покупке автомобиля. Для 41% важна была «доступная цена», для 38% — экономичность, для 22% — вместительность багажника, для 18% — удобство при перевозке детей, для 17% — надежность и отсутствие необходимости ремонта в течение долгого времени. По данным ГИБДД, на конец 2017 года в России было зарегистрировано 46,8 млн легковых автомобилей — вдвое больше, чем в 2003 году. Продажи новых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса, стабильно растут: в августе 2018 года рынок вырос на 11%, в июне и июле — на 10,8–10,6%, весной темпы роста были 17–18%. Говоря об отказе от автомобиля, многие участники соцопроса имели в виду не полный отказ, а переход от ежедневного использования машины к эпизодическому (например, один-два раза в неделю), предполагает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Основные причины, конечно, экономические,— отмечает он.— Иными словами, если с деньгами все хорошо, то от машины мало кто откажется». Это, говорит Петр Шкуматов, хорошо видно по Москве, где за последние две недели снова начали стабильно образовываться 9–10-балльные пробки. «В столице сильнее всего на поведение автомобилистов влияет климат,— отмечает он.— Летом трафик гораздо меньше, потому что многие начинают ходить пешком, ездить на самокатах. С наступлением осени и дождей все возвращаются за руль: в салоне тепло, уютно, и никакая пропаганда властей по отказу от машин не работает». Все больше горожан отказываются от личных авто, считают в департаменте транспорта Москвы. С 2010-го по 2017 год доля поездок, совершаемых в столице на городском транспорте, выросла с 62% до 68%, а число поездок, совершаемых экономически активными гражданами (не льготниками) увеличилось с 2,4 млрд ежегодно до 3,9 млрд, сообщают в департаменте. «Транспортная система кардинально изменилась и стала более комфортной, продуманной и сбалансированной для всех жителей города,— уверяют в ведомстве.— Автолюбители пересаживаются на городской транспорт, потому что у них появилась альтернатива. Они ценят комфорт, но и городской транспорт теперь может предоставить такие же условия». При этом, по данным того же департамента, суммарный автопарк Москвы и Подмосковья за семь лет вырос с 5,7 млн до 7,7 млн авто. В комитете по транспорту Санкт-Петербурга данные ВЦИОМа не смогли прокомментировать. Представитель Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин говорит, что в Северной столице наблюдается общий тренд на сокращение всех видов передвижений по городу (многие работают из дома и т. д.), поэтому пробок немного, при этом число пользователей общественного транспорта в Санкт-Петербурге сокращается.
Комментарии