Казахстану надоело госрегулирование внутреннего рынка нефтепродуктов —
власти хотят отпустить цены на бензин и дизель
В декабре Астана собирается
приступить к либерализации топливного рынка страны, но не всего, а только
бензина и дизеля.
Глава Агентства по защите и
развитию конкуренции Казахстана Марат Омаров сообщил, политическое решение об
отказе от госрегулирования цен на топливо было принято еще в октябре.
Ранее предполагалось, что оно
начнется с ноября, но потом отпускать цены решили в декабре. Тем не менее
эксперты указывают, что власть вряд ли решиться сделать такой подарок населению
перед новогодними праздниками. Еще свежи воспоминания о попытке поднять цены на
СУГ в декабре 2021 года, которые привели к массовым беспорядкам в стране в
январе 2022 года и вводу войск ОДКБ.
Кроме того, в этот раз рост
стоимости топлива регуляторы будут контролировать, в частности в опте — за счет
плана поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
В правительстве пока идут споры о
том, как провести эту реформу с наименьшим ущербом для потребителей. Например,
есть предложение повышать цены на 2 тенге за литр ежемесячно, пишет
Uralskweek.kz.
По данным регионального отделения
Argus, для дизеля при формировании оптовых цен и стоимости этого топлива на АЗС
хотят взять индикаторы, которые используются при формировании цен на российское
топливо, поставляемое до российско-казахстанской границы. В перспективе
экспортные и внутренние цены должны сравняться.
Стоит отметить, что жесткое госрегулирование
стоимости топлива во всех странах, которые это практикуют, приводит к росту
контрабанды ГСМ, а также старению нефтеперерабатывающих мощностей. В России,
благодаря налоговому маневру Минфина, контроль регуляторов тоже присутствует,
но больше в сегменте АЗС. Однако в последние два года приходится периодически
вводить и запрет на экспорт каких-либо видов топливо, поскольку без него
начинает процветать «серый» экспорт нефтепродуктов. Кроме того, у НПЗ
по-прежнему отсутствуют стимул развивать производство.