Причиной крушения танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в
Керченском проливе в декабре прошлого года стало нарушение капитанами судов и
судовладельцами сроков навигации, которая завершилась 30 ноября, к такому выводу
пришел Ространснадзор по итогам своего расследования. Ущерб экосистеме Черного
и Азовского морей, нанесенный в результате разлива мазута, оценивается в 84,9
млрд руб. При этом виновникам ЧП грозит уголовная ответственность, а танкерному
флоту и МЧС — масштабные проверки.
Правительственная комиссия по
ликвидации последствий ЧС, вызванной крушением танкеров «Волгонефть-212» и
«Волгонефть-239» в Керченском проливе, обнародовала первые итоги расследования
причин инцидента.
По данным комиссии
Ространснадзора с участием экспертов Минтранса России и Росморречфлота,
ответственность за аварию должна быть возложена на капитанов танкеров и
судовладельцев, которые нарушили судоходные регламенты.
«Основные причины аварийных
случаев — невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону
плавания судов в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива. Кроме
того, экипажи судов не были укомплектованы квалифицированными кадрами в
соответствии с правовыми актами Минтранса России»,— заявил министр транспорта
РФ Роман Старовойт, добавив, что материалы расследования будут переданы в
Следственный комитет РФ.
Как ранее сообщал «Ъ»,
прокуратура привлекла ЗАО «Волгатранснефть», судовладельца и эксплуатанта
одного из танкеров, а также ООО «Кама Шиппинг», эксплуатанта другого танкера, к
административной ответственности за то, что суда класса «река—море» находились
в Керченском проливе вблизи порта Кавказ после 30 ноября 2024 года — даты
завершения навигации.
Эксплуатанты оправдывали свои
действия тем, что из-за большого скопления судов у порта Кавказ капитаны не
успели своевременно выгрузить мазут и вернуться в один из речных портов.
В ходе заседания правительственной
комиссии сегодня впервые была объявлена сумма ущерба, нанесенного экосистеме
Черного и Азовского морей в результате крушения танкеров с мазутом. Общая сумма
требований, предъявленных компаниям-загрязнителям, составила 84,9 млрд руб., в
том числе по инциденту с танкером «Волгонефть-239» — более 35,4 млрд руб., по
танкеру «Волгонефть-212» — более 49,4 млрд руб., сообщила глава
Росприроднадзора Светлана Радионова. Судовладельцам предложено погасить ущерб в
течение месяца, в случае отказа предъявленные суммы будут взысканы в судебном
порядке.
Участники заседания
правительственной комиссии отметили, что на прибрежной полосе города-курорта
Анапы и Темрюкского района продолжаются работы по уборке мазута, который
выносит на берег прибоем, водолазы собирают нефтепродукты со дна моря. Глава
МЧС Александр Куренков заявил, что спасатели ведут ежедневный мониторинг
обстановки в зоне ЧС и будут контролировать ее до полной ликвидации последствий
аварии. Между тем генпрокурор России Игорь Краснов в ходе выступления в Совете
федерации 2 апреля дал понять, что у надзорного ведомства появились вопросы к
спасателям.
«К устранению последствий
катастрофы первыми приступили волонтеры, а не силы МЧС и других ведомств»,—
отметил генпрокурор.
Ранее на коллегии Генпрокуратуры
он отмечал, что МЧС ожидает комплексная проверка и что проверочные мероприятия
в отношении танкерного флота России уже проводятся.
В Следственном комитете РФ
отметили, что при расследовании уголовного дела о крушении танкеров в Черном
море следствие учтет все полученные материалы, в том числе результаты
технического расследования. В рамках уголовного дела о нарушении правил
безопасности движения и эксплуатации морского транспорта (ст. 263 УК РФ)
проводятся техническая и экологическая экспертизы, нескольким фигурантам
предъявлено обвинение. Если учитывать выводы правительственной комиссии,
основная ответственность падет на капитанов.
Анна Перова, Краснодар