Как уберизация испытывает на прочность автозаправки в РФ

Российские сети автозаправочных станций зарабатывают на булочках и кофе, говоря об убыточности торговли топливом, но одновременно в крупных городах РФ расцветает сервис мобильных заправок, отвоевывая клиентов у традиционных АЗС. На стороне заправок на колёсах удобный сервис через приложения для смартфонов и существенно меньшие, чем у АЗС, издержки: отсутствие затрат на аренду участка, отопление, освещение, обслуживание громоздкого оборудования и территории. Однако мобильные автозаправщики пока не конкуренты стационарным АЗС по продажам топлива, поскольку сейчас лишь перепродают бензин и дизельное топливо, приобретаемые на брендовых станциях. Развитие нового сервиса в перспективе может лишить прикованные к обочине стационарные бензоколонки части клиентов и уменьшить их доходы от продаж товаров и услуг в нетопливном сегменте. Расширив присутствие на рынке, мобильные автозаправщики могут перейти на закупки топлива не в розницу на АЗС, а мелким оптом на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах, став конкурентами для традиционных заправок. МОБИЛЬНЫЙ РЫНОК Представители двух компаний-стартапов, которые оказывают услуги мобильной заправки Топливо в бак и Pump рассказали Рейтер, что первоначально их бизнес возник для снабжения топливом автопарков каршеринговых компаний, чей сервис краткосрочной аренды автомобилей быстро развивается во многих российских городах, включая Москву и Санкт-Петербург, и также основан на использовании мобильных приложений. Войдя во вкус работы с каршерингами, Топливо в бак и Pump решили доставлять бензин и частным автовладельцам. “Есть рынок, у которого пока не очень сформирована привычка, но есть общий тренд, который называют уберизация, мы его видим в такси, доставке еды... В разных сегментах мы видим этот тренд уберизации, on demand delivery”, считает генеральный директор Топливо в бак Алина Ковалевич. По оценке её компании, в перспективе на мобильный сервис автозаправок удастся перевести около 23 процентов клиентов традиционных АЗС. Каждая компания сейчас “проливает” в день примерно до 16.000-18.000 литров топлива, что эквивалентно среднему объему продаж одной стационарной АЗС, которых, например, в Москве около тысячи. Основной доход по-прежнему приносит заправка прокатных автомобилей, но обеспечение топливом частных клиентов, начинавшееся около полутора лет назад с эпизодических заправок автомобилей друзей и знакомых владельцев стартапа, неуклонно растет, и к настоящему времени их доля в объеме продаж выросла с нуля до 20-30 процентов. “Люди не понимали,.. они думали, что это когда желтая лампочка, и я встал... Не понимали, что это сервис не про экстренные случаи, а про экономию их времени”, сказал Рейтер исполнительный директор компании Топливо в бак Борис Жидовленков. Рынок заправки частных клиентов пока не способен обеспечить доход компаниям из-за отсутствия достаточной массы заказов. “Вход на рынок сильно затруднен, потому что рынок B-to-B (каршеринг) достаточно плотно занят, перевозка топлива бизнес сложный, достаточно опасный”, сказал Рейтер генеральный директор Pump Михаил Кудимов. В качестве модели для развития бизнеса российские мобильные автозаправщики взяли стартапы из США: Booster, PurpleApp, Yoshi, Filld, а также британский Zebra Fuel. За рубежом этот бизнес заработал с 2015 года. Рост продаж американской Filld за последний год составил свыше 100 процентов, и сейчас компания продаёт “миллионы галлонов, делая сотни тысяч заправок”, сообщила Filld в письменном ответе на запрос Рейтер. Сходный темп роста и у российских заправщиков. “В месяц на 15-20 процентов растет число скачавших приложение”, говорит Кудимов. Filld обслуживает клиентов в четырех регионах область залива Сан-Франциско, Сиэтл, Портленд, а также канадский Ванкувер. Топливо компания перевозит в баках по 100 галлонов около 380 литров. Стоимость заправки топливом варьирует от $2,99 до $8,99 в зависимости от времени и периода доставки, но есть система лояльности заправка дополнительного автомобиля обойдется всего $0,99. В отличие от российских сервисов Filld покупает топливо не на АЗС, а напрямую у производителей. “Filld покупает бензин высшего качества... у тех же поставщиков, что и АЗС. Наше топливо проходит также двойную фильтрацию..” говорится в комментарии на английском языке. БЕНЗОВОЗ ПОНАРОШКУ Для запуска каждого из стартапов в РФ понадобилось около 10 миллионов рублей против $16 миллионов, которые привлекла Filld у венчурных фондов. Российские компании разработали мобильные приложения и взяли в лизинг автомобили, переоборудовав их собственными силами. Перевозя топливо, компании соблюдают ограничение, которое установлено европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) до 333 литров автобензина и до 1 тонны дизельного топлива без специальных разрешений. Заправщики фактически рассматриваются как легковые автомобили с дополнительным бензобаком. Таким машинам в отличие от “настоящих” бензовозов не требуется огромного пакета сопроводительных документов, утвержденного ГИБДД строго определенного маршрута и многократных проверок в течение года. Тем не менее компания Pump по собственной инициативе обратилась в МЧС, где был разработан и утвержден стандарт для легковых заправщиков. Около 30 небольших топливозаправщиков двух компаний, в основном на базе автомобилей российского производства, развозят топливо в баках по Москве, Санкт-Петербургу, Сочи, Краснодару. Российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) пока остаются в стороне от нового сегмента розничного бизнеса, не воспринимая его всерьёз, сказал источник в одной из нефтекомпаний. “Мы не конкуренты ВИНКам, мы же топливо берем у них. Мы больше как инструмент одного ВИНКа отобрать долю топлива у другого ВИНКа. Они уже следят за нашим проливом. Пока мы пробили рубеж 0,5 миллиона литров в месяц, они, конечно, обратили на это внимание”, сказал Жидовленков. Роснефть, Газпромнефть отказались комментировать интерес к мобильным заправкам. Лукойл и Сургутнефтегаз не ответили на запрос Рейтер. Татнефть сообщила, что не осуществляет мобильную заправку автомобилей и в ближайшее время не планирует запускать такой сервис. Независимые сети АЗС скептически относятся к развитию мобильного сервиса автозаправок в РФ, сказал Рейтер представитель Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. “Такая перевозка опасных грузов, к которым относится бензин, недопустима”, отметил он. Кудимов из Pump сказал, что компания прорабатывает возможность закупок топлива на оптовом рынке, а также содержания своих емкостей для хранения топлива, это поможет увеличить маржинальность бизнеса. КАК ЭТО РАБОТАЕТ Частный клиент, заказывая мобильную заправку автомобиля, может с помощью смартфона в приложении указать местонахождение транспортного средства на карте используя привычную спутниковую навигацию. Водители заправщиков также пользуются мобильными приложениями. Получая информацию о заказах в пределах своего района, они самостоятельно прокладывают маршрут. Компании предлагают клиенту оставлять приоткрытым лючок бензобака, чтобы приехавший оператор залил топливо в отсутствие хозяина машины, однако некоторые клиенты опасаются этого, говорит Жидовленков. “Люди боятся, что если они оставят открытым лючок, им обязательно насыпят сахар в бак, сольют бензин или сделают еще что-нибудь”. Если заказчик не готов открыть доступ к заливной горловине, ему придется встречать заправщика и присутствовать при заливке топлива в бак. Выполнив заказ, оператор бензоколонки на колесах делает фотографию счетчика на заправочном пистолете с указанием объема топлива, залитого в автомобиль клиента, на фоне номерного знака и через приложение отправляет покупателю снимок. Стоимость доставки для частных клиентов у Pump 200 рублей, у Топлива в бак 299 рублей. “Это цена чашки кофе на той же заправке. Это не слишком много для тех, кто ценит свое время”, уверена Ковалевич. Получается, что при средней заправке частников, составляющей, по оценке руководителей компании, около 40 литров, к цене топлива услуга добавит 5,0-7,5 рублей за литр в среднем 15 процентов при текущем уровне цен. Топливо в бак и Pump корпоративные клиенты Газпромнефти они выбрали её из-за развитой сети заправок, а также наличия автоматических АЗС, где топливо немного дешевле. Договор с Газпромнефтью и использование корпоративных топливных карт также экономит средства. ПЕРСПЕКТИВЫ Мобильные заправщики намерены увеличить количество бензовозов вдвое, оптимизировать логистику и внедрить автоматическое оповещение для постоянных клиентов. “Мы видим необходимость и неизбежность этого. Уже сейчас оцениваем различные программы на основе искусственного интеллекта, позволяющие формировать оптимальный маршрут”, говорит Кудимов. По его словам, программы смогут учитывать сроки исполнения заказов, пробки на дорогах, остаток топлива в заправщике и другие факторы. Владельцы Топливо в бак видят перспективы в том, что всё больше современных транспортных средств стандартно оснащаются телематическими устройствами, передающими информацию о местонахождении и множестве параметров состояния автомобиля и позволяющими удаленно управлять его функциями. Также на лючок бензобака возможно установить дистанционно управляемый электронный замок, код доступа к которому будет передаваться через приложение он будет автоматически открываться только при приближении мобильного заправщика к автомобилю клиента во время выполнения заказа. По словам Алины Ковалевич, в будущем клиент, однажды подключившийся к сервису, может просто забыть, что такое АЗС: приложение будет само направлять заказ ближайшему мобильному заправщику при достижении минимального заданного уровня топлива в баке. При участии Людмилы Зараменских и Анастасии Тетеревлевой, редактор Александр Ершов
Комментарии
Конфереция