Конфереция

Как стало известно "Ъ", крупные нефтяные компании пытаются остановить введение оборотных штрафов за продажу некачественного топлива

Подготовленный Росстандартом законопроект уже был одобрен госкомиссией в минувшем декабре, но теперь РСПП просит Минпромторг и Минэнерго о дополнительных обсуждениях. Фактически законопроект уже заблокирован, так как Минэкономики направило на документ отрицательное заключение. В Минпромторге "Ъ" заявили, что готовы к диалогу. В распоряжении "Ъ" оказалось письмо президента РСПП Александра Шохина к главам Минпромторга и Минэнерго Денису Мантурову и Александру Новаку. Господин Шохин просит не вводить оборотные штрафы за изготовление и продажу некачественного топлива. Такие поправки, подготовленные Росстандартом (подведомственен Минпромторгу), были одобрены на госкомиссии по борьбе с контрафактом в декабре прошлого года. Но, как полагают в РСПП, от штрафов могут пострадать в первую очередь АЗС крупных нефтяных компаний, хотя на них приходится небольшое количество нарушений. Господин Шохин ссылается на результаты проверок Генпрокуратуры в 2015 году, согласно которым основной оборот контрафактного топлива — 6-10 млн тонн в год — происходит на независимых нефтебазах, АЗС и мини-НПЗ, не принадлежащих вертикально интегрированным компаниям. В РСПП считают штрафы в размере 10-15% от совокупной годовой выручки, а при повторном нарушении — остановку НПЗ или АЗС на 90 дней слишком жесткой мерой. Кампания против контрафактного топлива началась после публичной критики Владимира Путина в апреле прошлого года. Как говорили собеседники на рынке, инициаторами этой истории были крупные нефтекомпании, которые при слабом спросе на топливо хотели избавиться от недобросовестных конкурентов. Но теперь ситуация может обернуться против самих нефтяников. Ужесточением наказания проблему контрафактного топлива не решить, заявил "Ъ" заместитель главы комитета РСПП по энергетике Юрий Станкевич. По его мнению, требуется "комплексный подход" с привлечением к проверкам правоохранительных органов, ФАС и Росстандарта. Кроме того, он раскритиковал идею Минфина о возможном увеличении акцизов на топливо в этом году, что "приведет к увеличению контрафакта", так как качественное топливо подорожает. Вместо штрафов РСПП предлагает поменять техрегламент Таможенного союза (ТС), чтобы на АЗС можно было продавать "закрытый перечень нефтепродуктов" — фактически речь идет о запрете розничной продажи дешевых аналогов дизельного топлива (судовое, печное топливо и т. д.). Также РСПП предлагает "ужесточить санкции за эксплуатацию устаревших транспортных средств", которые используют низкокачественное топливо. Правка техрегламента ТС потребует длительного согласования со странами союза, заявили "Ъ" в Минпромторге. В Росстандарте "Ъ" сказали, что такие изменения не помогут, "поскольку продажа некачественных аналогов дизельного топлива — лишь малая часть проблемы". Гораздо чаще продается топливо, "не соответствующее заявленным требованиям" — например, вместо бензина АИ-95 продается АИ-92 и так далее. При этом в Минпромторге добавили, что получили письмо РСПП и "поддерживают проведение широкого обсуждения с привлечением всех заинтересованных лиц". В Минэнерго не дали комментариев. Сейчас законопроект об оборотных штрафах размещен в интернете для обсуждения и, согласно процедуре, должен пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ). По данным "Ъ", Минэкономики уже направило в Минпромторг свой отрицательный отзыв на законопроект. Таким образом, ОРВ также будет отрицательной, и документ, скорее всего, будет возвращен обратно в Минпромторг. Увеличение штрафов не решит проблему с контрафактом, считает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". По его мнению, пока контролирующие органы не смогут обеспечить должного контроля за товаром по всей цепочке от НПЗ до АЗС, подобного рода меры не избавят топливный рынок от контрафакта, но нанесут реальный ущерб и нефтяным компаниям, и независимым сетям АЗС.
Комментарии
Конфереция