Конфереция

Как снизить цены на бензин в России. Изучаем на примере Польши

Несмотря на рост цены на нефть, стоимость бензина в России практически не меняется. В соседней нам европейской стране проблему с подорожанием топлива решили. Стоит ли ориентироваться на опыт Польши в этом вопросе

АЗС в Польше.jpg


В феврале 2022 года стоимость нефти в мире достигла рекордных значений. Цена барреля марки Brent превысила $93, обновив максимум с 2014 года. Несмотря на такое резкое подорожание, розничные цены на бензин в России не слишком изменились. Autonews.ru уже рассказывал, с чем связан парадокс, что бензин в России практически никогда не дешевеет, а наоборот — стабильно дорожает, пусть и постепенно.

К тому же, не лишним будет вспомнить, что номинально низкие цены на бензин — это совсем не то же самое, что и доступность топлива для населения. Хотя Россия стабильно лидирует в рейтинге дешевизны бензина в Европе, по его доступности мы лишь в середине и пропускаем вперед такие страны, как Люксембург, Норвегия, Австрия, Великобритания, Нидерланды и Германия, где топливо уж никак не назвать дешевым.

Можно ли сделать бензин доступнее для наших граждан? Как ни странно, да. И полезным для этого будет изучить опыт Польши.

Что сделали в Польше?


Год назад цена на бензин в Польше составляла примерно 4,9 злотых за литр или около 1,1 евро, приблизительно столько же стоило и дизельное топливо. Однако в течение 2021 года топливо стремительно дорожало вслед за ростом цен на нефть. Эта ситуация никого не радовала, поскольку цены на горючее напрямую влияли как на стоимость товаров, так и на инфляцию.

Поэтому местные власти придумали весьма необычный ход. Они решили снизить НДС на топливо с привычных 23% до 8%. «Для меня это — важный инструмент борьбы за кошельки поляков, чтобы они имели как можно более дешевые продукты и бензин. Это также борьба с инфляцией, потому что цена топлива влияет на стоимость многих продуктов и, на транспортные расходы, само собой», — комментировал новую меру премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.


1 февраля 2022 года новая мера вступила в силу. В результате всего за несколько дней цены на бензин снизились с 5,8-5,9 злотых до 5,2-5,3 злотых или примерно до 1,17 евро. Конечно, это несколько выше уровня цен, который был в Польше год назад, и все же снижение стоимости литра бензина было ощутимым и составило 10-11%. Разумеется, мера была положительно воспринята местными водителями. «Народ, конечно, рад. Это вполне ощутимо. Например, у меня бак 45 литров и полный бак я стал заправлять примерно на 30 злотых (6,64 евро) дешевле», — рассказал Autonews.ru русскоязычный житель Польши Владимир Козлов, заметив, что более глобальные меры по снижению цен на топливо все же остаются необходимыми. «Но как временное решение, почему бы и нет. В новостях постоянно показывают, как в западных регионах Польши немцы массово устремились на АЗС, поскольку в Германии бензин стал намного дороже», — добавил он.

Кстати, популярность польских АЗС действительно стала еще одним положительным эффектом меры по снижению НДС. В Польшу массово поехали автомобилисты приграничных регионов из Германии, Чехии и Словакии. И не нужно объяснять, почему, ведь экономия при заправке «у соседа» оказалась достаточно внушительной. В первых числах февраля 2022 года журналисты немецкого издания Bild даже провели эксперимент: оказалось, что при покупке 50 литров топлива в Польше можно сэкономить около 25 евро по сравнению с заправкой в Германии. Одним словом, в Европе начался своеобразный «заправочный туризм».

А если так сделать у нас?


А теперь вернемся от польских реалий в нашу страну. Если верить официальным данным Росстата, средняя цена литра бензина АИ-92 по состоянию на 11 февраля составляет 47,58 рубля, АИ-95 — 51,60 руб., а за литр дизельного топлива просят 54,78 рубля. При этом не секрет, что до 78% стоимости топлива в рознице составляют именно налоги. НДС 20% — не исключение.

Давайте представим, что в России снизили НДС по польскому образцу — то есть на 15 процентных пунктов, с 20% до 5%. В этом случае топливо на наших АЗС тоже должно подешеветь, причем довольно ощутимо. Например, цена на литр бензина АИ-92 в этом случае составит 40,44 рубля, АИ-95 будет стоить 43,86 рубля, а дизельное топливо — 46,56 рубля. Подчеркнем: это — очень приблизительные расчеты, поскольку они основаны на стоимости бензина в рознице и не учитывают оптовые цены. А чтобы мера была по-настоящему эффективной, НДС нужно снижать для всех участников цепочки поставок. Тем не менее, мы можем примерно представить, сколько будет стоить бензин на АЗС в случае, если подобную меру все-таки примут.

К слову сказать, в настоящее время власти все же задумываются об удержании роста цен на бензин в рамках инфляции. В частности правительство РФ одобрило законопроект о донастройке так называемого демпфера — особого механизма, компенсирующего нефтяным компаниям часть разницы в стоимости топлива на мировом и внутреннем рынке, в обмен на удержание цен в РФ.

В частности, власти предлагают увеличить уровень такой компенсации с нынешних 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизелю с одновременным снижением допустимого уровня превышения средней оптовой цены реализации дизеля над индикативной ценой с 20% до 15%. Подобную меру предлагается внедрить уже с 1 апреля 2022 года. И если бы к данной мере еще прибавилось возможное снижение НДС на стоимость бензина на АЗС, то, как следствие, на весь рынок это бы оказало положительный эффект. По крайней мере, польский опыт это подтверждает.

Комментарии