Несмотря на рост цены на нефть, стоимость бензина в России практически не меняется. В соседней нам европейской стране проблему с подорожанием топлива решили. Стоит ли ориентироваться на опыт Польши в этом вопросе
В феврале 2022 года стоимость нефти в мире достигла рекордных значений. Цена барреля марки Brent превысила $93, обновив максимум с 2014 года. Несмотря на такое резкое подорожание, розничные цены на бензин в России не слишком изменились. Autonews.ru уже рассказывал, с чем связан парадокс, что бензин в России практически никогда не дешевеет, а наоборот — стабильно дорожает, пусть и постепенно.
К тому же, не лишним будет вспомнить, что номинально низкие цены на бензин — это совсем не то же самое, что и доступность топлива для населения. Хотя Россия стабильно лидирует в рейтинге дешевизны бензина в Европе, по его доступности мы лишь в середине и пропускаем вперед такие страны, как Люксембург, Норвегия, Австрия, Великобритания, Нидерланды и Германия, где топливо уж никак не назвать дешевым.
Можно ли сделать бензин доступнее для наших граждан? Как ни странно, да. И полезным для этого будет изучить опыт Польши.
Что сделали в Польше?
Год назад цена на бензин в Польше составляла примерно 4,9 злотых за литр или около 1,1 евро, приблизительно столько же стоило и дизельное топливо. Однако в течение 2021 года топливо стремительно дорожало вслед за ростом цен на нефть. Эта ситуация никого не радовала, поскольку цены на горючее напрямую влияли как на стоимость товаров, так и на инфляцию.
Поэтому местные власти придумали весьма необычный ход. Они решили снизить НДС на топливо с привычных 23% до 8%. «Для меня это — важный инструмент борьбы за кошельки поляков, чтобы они имели как можно более дешевые продукты и бензин. Это также борьба с инфляцией, потому что цена топлива влияет на стоимость многих продуктов и, на транспортные расходы, само собой», — комментировал новую меру премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
1 февраля 2022 года новая мера вступила в силу. В результате всего за несколько дней цены на бензин снизились с 5,8-5,9 злотых до 5,2-5,3 злотых или примерно до 1,17 евро. Конечно, это несколько выше уровня цен, который был в Польше год назад, и все же снижение стоимости литра бензина было ощутимым и составило 10-11%. Разумеется, мера была положительно воспринята местными водителями. «Народ, конечно, рад. Это вполне ощутимо. Например, у меня бак 45 литров и полный бак я стал заправлять примерно на 30 злотых (6,64 евро) дешевле», — рассказал Autonews.ru русскоязычный житель Польши Владимир Козлов, заметив, что более глобальные меры по снижению цен на топливо все же остаются необходимыми. «Но как временное решение, почему бы и нет. В новостях постоянно показывают, как в западных регионах Польши немцы массово устремились на АЗС, поскольку в Германии бензин стал намного дороже», — добавил он.
Кстати, популярность польских АЗС действительно стала еще одним положительным эффектом меры по снижению НДС. В Польшу массово поехали автомобилисты приграничных регионов из Германии, Чехии и Словакии. И не нужно объяснять, почему, ведь экономия при заправке «у соседа» оказалась достаточно внушительной. В первых числах февраля 2022 года журналисты немецкого издания Bild даже провели эксперимент: оказалось, что при покупке 50 литров топлива в Польше можно сэкономить около 25 евро по сравнению с заправкой в Германии. Одним словом, в Европе начался своеобразный «заправочный туризм».
А если так сделать у нас?
А теперь вернемся от польских реалий в нашу страну. Если верить официальным данным Росстата, средняя цена литра бензина АИ-92 по состоянию на 11 февраля составляет 47,58 рубля, АИ-95 — 51,60 руб., а за литр дизельного топлива просят 54,78 рубля. При этом не секрет, что до 78% стоимости топлива в рознице составляют именно налоги. НДС 20% — не исключение.
Давайте представим, что в России снизили НДС по польскому образцу — то есть на 15 процентных пунктов, с 20% до 5%. В этом случае топливо на наших АЗС тоже должно подешеветь, причем довольно ощутимо. Например, цена на литр бензина АИ-92 в этом случае составит 40,44 рубля, АИ-95 будет стоить 43,86 рубля, а дизельное топливо — 46,56 рубля. Подчеркнем: это — очень приблизительные расчеты, поскольку они основаны на стоимости бензина в рознице и не учитывают оптовые цены. А чтобы мера была по-настоящему эффективной, НДС нужно снижать для всех участников цепочки поставок. Тем не менее, мы можем примерно представить, сколько будет стоить бензин на АЗС в случае, если подобную меру все-таки примут.
К слову сказать, в настоящее время власти все же задумываются об удержании роста цен на бензин в рамках инфляции. В частности правительство РФ одобрило законопроект о донастройке так называемого демпфера — особого механизма, компенсирующего нефтяным компаниям часть разницы в стоимости топлива на мировом и внутреннем рынке, в обмен на удержание цен в РФ.
В частности, власти предлагают увеличить уровень такой компенсации с нынешних 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизелю с одновременным снижением допустимого уровня превышения средней оптовой цены реализации дизеля над индикативной ценой с 20% до 15%. Подобную меру предлагается внедрить уже с 1 апреля 2022 года. И если бы к данной мере еще прибавилось возможное снижение НДС на стоимость бензина на АЗС, то, как следствие, на весь рынок это бы оказало положительный эффект. По крайней мере, польский опыт это подтверждает.