Петербургские нефтебазы постепенно превращаются из обычных хранилищ в центры конкуренции.
Вклад углеводородов в экономику простые петербуржцы оценивают не только по объемам экспорта нефти и газа. Нам важно, чтобы дары недр согревали нас дома и наполняли баки наших автомобилей. О последнем, собственно, и пойдет речь сегодня. Ежегодно жители и предприятия Петербурга и Ленинградской области покупают бензина и солярки на 100 млрд рублей, что сопоставимо с пятой частью бюджета северной столицы. При этом в наших регионах представлены все значимые производители, но ни одна компания не доминирует. О том, какие игроки работают на нашем топливном рынке и помогает ли высокий уровень конкуренции удерживать цены на АЗС, корреспонденту «СПб ведомостей» Виктору ЮШКОВСКОМУ рассказал руководитель отраслевой организации «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег АШИХМИН.
Первые скрипки
Олег Борисович, чем петербургский топливный рынок выделяется на общероссийском фоне?
На мой взгляд, он и высокотехнологичный, и один из лучших в России по уровню сервисных услуг. В этом легко убедиться, если проехать по стране и обратить внимание на состояние инфраструктуры, начиная от внешнего вида автозаправок и заканчивая технологиями, которые применяются при учете, хранении и продаже топлива. Скажу больше: еще недавно наши заправки не выдерживали сравнения с финскими, а сегодня соседи перестали быть для нас образцом.
Это произошло во многом благодаря западным компаниям, таким как Shell, BР, Neste, которые пришли на наш рынок и подняли планку на уровень, ниже которого уже нельзя опуститься. Но на Западе они почти остановились в развитии, а Петербургская топливная компания (ПТК), «Фаэтон» и другие местные операторы пошли дальше и превзошли «учителей».
Путешествуя по Западной Европе, мы видим: наши станции по многим функциональным параметрам, не говоря об эстетике, не уступают европейским, а нередко дают фору. Это современные, ориентированные на клиента заправки, где можно не просто залить бак бензином, но и получить востребованные услуги, где супероборудование и превосходный персонал. Хотя, конечно, есть станции, особенно в Ленобласти, где все осталось по-старому. Все определяет конкуренция.
И есть компании, которые задают тон...
В Петербурге роль первой скрипки играют «Лукойл», ПТК и «Газпром нефть», которые по числу АЗС контролируют больше половины рынка. В Ленобласти в тройку ведущих сетевых операторов входят «Киришиавтосервис», «Лукойл» и ПТК, но и небольшие местные бренды в совокупности имеют такой же вес, как любая из этих компаний.
В северной столице более половины АЗС приходится на долю независимых игроков, а в области наоборот, под контролем крупных компаний находится 53% топливного рынка, тогда как лет десять назад розничная сеть выглядела иначе. Не изменилась только логистическая схема: доля «Киришинефтеоргсинтеза» в общей сети невысока: 5% в Петербурге и 14% в Ленобласти, хотя объем продаж высок.
Остальные поставщики Рязань, уфимская группа заводов, Татарстан, и стоимость перевозки бензина составляет 2 3 тыс. рублей на тонну. Только киришский бензин доставляют в Петербург бензовозами, все остальное поступает по железной дороге и трубам.
Бренд на каждом шагу
В Ленобласти работают 269 автозаправок, а в северной столице 479. Это много или мало?
Этого достаточно. О насыщенности рынка судят по очередям на заправках, а у нас их нет. Увеличилась инфраструктура, пропускная способность АЗС стала больше выросло число колонок, каждая из которых способна отпускать топливо всех видов. Мы уже забыли, что такое дефицит. Почти все крупные компании имеют разветвленную сеть АЗС, и, если вы любите какой-то бренд, его можно встретить буквально везде. Борьба сегодня идет за качество услуг, и тут много резервов. Например, за рубежом сопутствующий бизнес обеспечивает на заправках до 60% прибыли, а у нас не больше 20%.
Выходит, что заправочной сети уже некуда расти?
Было время, когда в регионе появлялось по 20 25 станций в год. В последние годы они открываются только в строящихся жилых массивах и на новых магистралях. Отчасти это связано с кризисом все компании свернули инвестиционные программы, направив усилия в основном на ребрендинг и модернизацию объектов. А другая причина свободных площадок в Петербурге уже нет: остались только «проблемные», под которыми проходит, скажем, водовод высокого давления, и перенести его стоит больших денег.
В начале 2000-х рынок быстро развивался, и мы плотно работали с профильными структурами Смольного. Мы решали вопросы по выделению земельных участков, согласованию проектов и т. д. Потом пришли крупные компании, и работа ускорилась. В настоящее время петербургский рынок уже сформирован, поделен и сам же, как по учебникам, регулирует все процессы.
Что помимо высокой степени конкуренции отличает наш рынок АЗС от других региональных?
С Москвой сравнивать не будем, там объем продаж выше, что естественно. Наверное, везде есть специфика, но общего у регионов больше, потому что «Роснефть» и другие игроки рынка присутствуют по всей России, и у каждой компании единый стандарт по заправкам. В то же время коллеги из других регионов говорят, что в Петербурге можно научиться технологическим тонкостям — от раскладки товаров на АЗС до видеоконтроля за работой бензовозов.
В некоторых регионах, кроме того, экономят на отделке заправок. Маркетинговые кампании там идут плоховато, хотя только благодаря ребрендингу бизнес увеличивает объем продаж до 30%. Некоторые петербургские операторы такие как ПТК, «Фаэтон», Neste успешно применяют в бизнесе такой инструмент. Причем стараются использовать отечественное оборудование, хотя выбор пока невелик. Везти из-за границы емкости нет смысла, системы учета тоже российские, а вот колонки ставят импортные. «Чужое» бытовое оборудование, те же кофемашины, надежнее и лучше.
Гамбургеры, кофе водителям предлагают уже повсеместно. На трассах есть АЗС, где можно принять душ, постирать белье. Есть заправки с гостиницами и банкетным залом. Водителям, собирающимся пересечь границу, предлагают электронную очередь. Плюс стоянки, шиномонтаж, автомойки это само собой...
Ее величество биржа
С количественными характеристиками рынка все ясно. А как с качественными?
Все заводы, в соответствии с экологическими требованиями, перешли на выпуск бензина и дизтоплива 5-го класса. Продукцию классом ниже производить можно, но реализовывать через розничную систему запрещено.
Другое дело, что контрафакт пока искоренить не получается. С бензином ситуация нормальная, а вот под видом заводского дизтоплива нередко продают безакцизное печное или маловязкое судовое. Это выгодно, и таких точек много, особенно на трассах. С наступлением морозов дальнобойщики, правда, опасаются заливать «бодяжное» горючее и заезжают на обычные АЗС. Статистика показывает: объем продаж дизтоплива там сразу вырастает чуть ли не на 20%.
Другая проблема: нефтепродуктопроводы в Ленобласти теряют колоссальное количество содержимого. Ворованное топливо смешивается с «бодяжным» и попадает на рынок, потому что система контроля остается слабой. Ростехрегулирование редко выезжает на АЗС и не использует в полном объеме даже те полномочия, что имеет.
Оправдали ли себя продажи топлива через биржу?
Да, это обеспечивает прозрачность сделки, приемлемые цены, его используют все НПЗ. Биржа это удобно и быстро. Киришский завод, сориентированный почти полностью на экспорт, 10 15% продукции тоже должен продавать через петербургскую биржу. В нашем городе запущен пилотный проект по сбыту мелкооптовых партий нефтепродуктов: зачем вам покупать 60-тонный вагон, если столько не нужно? Совершаете сделку на бирже, проходите процедуру и в тот же день на нефтебазе «Ручьи» получаете нужный объем продукции своего поставщика. К проекту подключились нефтебазы «Транснефти».
Есть вопросы по ценовой политике: в некоторых регионах бензин дешевле...
По данным Росстата, на московских заправках бензин дешевле на 0,1% это мизер, маркетинговый ход компаний, стимулирующих рост продаж. Что происходит в России? Ведущие заводы завершили модернизацию, повысили качество продукции. Больше топлива остается на внутреннем рынке предложение превысило спрос, поэтому цены на заправках стабилизировались.
Но высоки они или нет? Сверх отпускной цены на литр бензина оператор добавляет, покрывая затраты, от 3 до 6 рублей. Все остальное удорожание добычи сырья, налоговая составляющая (до 70%) и акцизы, которые поднимали в этом году дважды. Тот, кто думает, что на АЗС получают бешеную прибыль, ошибается. В некоторые месяцы там «по нулям», а бывает и минус.
Да, потребитель замечает: когда-то заливал бак за 500 рублей, а теперь за тысячу. Но заправки последнее звено в цепи. Антимонопольная служба работает хорошо, правительство следит, чтобы нефтяники выполняли обязательства и не повышали резко цены на бензин. Плюс конкуренция. В положительных сдвигах, отмечу, есть вклад и Российского топливного союза, куда входит наш клуб.
Комментарии