Конфереция

Как Петербург готовится к «Евро-5»

С 1 июля Петербург перейдет на экологический стандарт «Евро-5». Несмотря на опасения ФАС, дефицит топлива маловероятен, считают участники рынка. Но цены на бензин все равно вырастут. Петербургские АЗС с 1 июля 2016 года не смогут продавать автомобильное топливо классом ниже стандарта «евро-5». Параллельно правительство намерено ужесточить штрафы для нарушителей: законопроект о введении оборотных штрафов уже разработан Росстандартом. «Фонтанка» выяснила, готовы ли петербургские сети АЗС к новым правилам игры и следует ли автовладельцам ждать повышения цен на бензин. В Москве переход на стандарт «евро-5» состоялся еще 1 января, однако в других регионах, включая Петербург, процесс отложили на полгода. Перенос был продиктован опасениями Минэнерго, что из-за неготовности нефтеперерабатывающих заводов может возникнуть дефицит бензина до 3,8 млн тонн. В феврале 2016 года о возможных перебоях с топливом предупредила также Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ведомства, нефтяные компании России не успевают до 1 июля подготовиться к переходу на «Евро-5». Однако сейчас опасность дефицита миновала, заверили «Фонтанку» участники рынка. «Перенос был связан с проблемами на ряде крупных НПЗ, в феврале информации об их готовности еще не было, но сейчас, насколько мне известно, все, что нужно, сделано», – комментирует Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. Автозаправочные сети также успели подготовить свою инфраструктуру. «Продажи топлива экологического класса «Евро-5» в сети АЗС «Газпромнефть» стартовали в 2013 году, и уже тогда они составляли значительную долю в общем объеме продаж. В соответствии с законодательством полный переход был осуществлен с 1 января 2016 года», – прокомментировали в пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть» в Северо-Западном регионе. «Мы продаем на своих АЗС только топливо класса «евро-5» с 2014 года», – сообщили в сети Neste. В компании отмечают, что поначалу сталкивались с дефицитом, поскольку не все заводы производили топливо этого класса в достаточном количестве. Но сейчас все основные НПЗ производят «Евро-5». «У АЗС проблем быть не должно, если они закупают топливо у проверенных, надежных поставщиков», – прокомментировали в Neste. «ПТК полностью готова для приема, хранения, отпуска, транспортировки и реализации топлива класса 5», – говорит Леонид Чурилов. По мнению главы Нефтяного клуба, другие участники рынка (в общей сложности в Петербурге работает 15 топливных компаний, которые управляют 484 АЗС) также не должны испытать сложности с переходом на «Евро-5». Однако в городе также работает около 250 ведомственных АЗС на территории транспортных предприятий, которые реализуют топливо для своих нужд. Их готовность участники рынка оценить затрудняются. «Пока никто не контролирует, какое же топливо реализуется на них», – подчеркивает Олег Ашихмин. Это, по мнению эксперта, неправильно, так как экологические стандарты должны быть едиными для всех. Хотя технически процесс перехода не очень сложен, модернизация инфраструктуры, по словам участников рынка, потребовала больших вложений. К примеру, переоснащение лаборатории требует инвестиций в размере около 1 млн евро. Идти на такие траты АЗС вынуждает грядущее ужесточение законодательства в сфере контроля за качеством топлива. Так, в апреле 2016 года государственная комиссия по борьбе с контрафактом одобрила подготовленный Росстандартом законопроект поправок в КоАП, предусматривающий введение оборотных штрафов за нарушение техрегламентов. Вопреки изначальному плану штрафовать АЗС на 10-15% выручки, было решено снизить планку до 1% оборота по данному виду топлива, но не менее 500 тыс. рублей. «Однако и в этом случае – речь о десятках миллионов рублей», – отмечает Олег Ашихмин. В такой редакции закон должен пройти рассмотрение в Минюсте, а затем, после процедуры оценки регулирующего воздействия, отправиться в правительство. В действующем КоАП за нарушение техрегламента для АЗС предусмотрены штрафы в размере от 300 тыс. до 600 тыс. рублей. За повторное нарушение – от 700 тыс. до 1 млн рублей. Прогнозы насчет изменения цен на топливо участники рынка дают неохотно, ссылаясь на запрет ФАС делать такие оценки. Однако на условиях анонимности рассказывают, что повышение возможно, хотя напрямую связывать его с переходом на «Евро-5» не стоит. «Здесь играют свою роль многие факторы, в том числе и сезонные изменения цен – летом цены всегда растут», – прокомментировали в одной из сетей АЗС. По словам представителя другого участника рынка, давление на цены продолжит оказывать повышение акцизов. Например, с 1 апреля косвенный налог на бензин экологического стандарта «Евро-5» вырос с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. рублей за тонну. «Рынок будет переваривать это постепенно», – считает собеседник издания. Ранее Олег Ашихмин прогнозировал, что цены на топливо будут расти пропорционально инфляции. По базовому прогнозу Минэкономразвития, в 2016 году инфляция в РФ составит 6,5%. Однако на 1 мая накопленная инфляция уже достигла 8,1%. Галина Бояркова, «Фонтанка.ру» Справка: «Евро-5» — экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Помимо качества бензина, данный стандарт распространяется также на автомобильные двигатели. В России в соответствии с Техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» экологический класс «евро-5» вводится с 1 января 2016 года. Он касается как транспортных средств, производимых на отечественных заводах, так и всего транспорта, ввозимого на территорию страны из-за границы: и нового, и подержанного; и для личных целей, и для коммерческого использования.
Комментарии
Конфереция