Как малые АЗС живут в тени «серого» прошлого

Расследование эксперта: мифы, реальность и борьба за доверие

На российских дорогах, особенно в регионах, растет число компактных автозаправочных станций. Еще их называют мобильными и контейнерными. Их владельцы обещают топливо «как у крупных сетей, но дешевле». Однако водители все чаще задаются вопросом: «Почему цена ниже? Не обманывают ли меня?». Страхи подкрепляются историями о разбавленном бензине и «паленой» солярке. Но так ли оправдано недоверие к малым игрокам? Мы провели расследование, поговорив с владельцами АЗС, и проверили факты. 

Миф №1: «Малые АЗС покупают топливо у серых поставщиков»

Реальность:

Большинство малых АЗС закупают горючее у тех же нефтебаз, что и федеральные сети. Разница — в логистике и масштабах. 

Владелец двух небольших АЗС в Татарстане подтвердил, что крупные сети арендуют целые резервуары на нефтебазах, а малый бизнес берет топливо меньшими партиями. Но это тот же самый бензин или дизель, просто на чеке нет крупного бренда. 

Как это выглядит внутри рынка частных АЗС:

- Региональные поставщики: например, крупные нефтебазы поставляют топливо как своим АЗС, так и независимым операторам. 

- Сертификация: согласно Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), каждая партия топлива сопровождается паспортом качества, который АЗС обязана предоставить по запросу. 

- Ценовая политика: малые АЗС экономят на аренде земли и сокращают персонал, а не на качестве топлива. 

Миф №2: «Они добавляют присадки и разбавляют топливо»

Реальность:

Фальсификация возможна, но рискованна для бизнеса. 

«После ужесточения проверок штрафы для юрлиц за нарушение технических регламентов достигают 600 тыс. рублей, а при повторных нарушениях — до 1 млн рублей (ст. 14.43 КоАП РФ). Для малой АЗС это катастрофа», — комментирует юрист ГК «Benza» (производитель мобильных АЗС). 

Как борются с мифами предприниматели:

- Доверие через собственника: как правило, собственник малоформатной АЗС устанавливает ее в той же местности, где и проживает (как рассказал собственник такой АЗС в Набережных Челнах, ему приходилось лично встречаться с представителями местных транспортных компаний, чтобы подтвердить качество своего топлива).

- Прозрачность документов: на многих станциях сертификаты качества висят на видном месте.

- Гарантийные талоны: некоторые АЗС выдают водителям талоны с обещанием компенсации за ремонт двигателя. 

Почему водители боятся? Исторический контекст

Страхи водителей уходят корнями в «лихие» 2000-е, когда рынок топлива в России напоминал Дикий Запад. После распада СССР и приватизации нефтяной отрасли сотни мелких посредников наводнили страну «бензовозами-призраками» — мобильными точками продаж, которые торговали топливом сомнительного качества.

Топливо смешивали с дешевыми нефтепродуктами — керосином, отработанным машинным маслом, а иногда и с водой. Это увеличивало объем, но убивало двигатели. Поставщики подделывали сертификаты качества, а водители узнавали о подлоге только после поломки авто. Нелегальные продавцы работали «на колесах», исчезая с места после первых жалоб. Поймать их было почти невозможно. 

В итоге в 2006 году Росстандарт выявил, что каждый пятый образец дизеля в РФ не соответствовал нормам. Водители грузовиков рассказывали, что после заправки «левой» соляркой топливные насосы выходили из строя за 500–1000 км пробега. 

С 2010-х государство начало наводить порядок: 

- ввели технический регламент ТР ТС 013/2011 с жесткими нормами по содержанию серы и примесей;

- увеличили штрафы для недобросовестных продавцов до 1 млн рублей (ст. 14.43 КоАП РФ). 

Старания не прошли даром, по данным Росстандарта объем некачественного топлива на российском рынке в 2023 году снизился до уровня 3,9%. И все же страх остался. Если раньше водители боялись физического ущерба (поломки авто), то теперь главный страх — психологический («А вдруг обманут?»), хотя риски снизились в 5–7 раз.

Советы водителям, как убедиться в честности АЗС:

1.       Запросите документы на топливо от поставщика.

2.       Тест «на глаз». Согласно рекомендациям Росстандарта, качественная солярка — светло-желтая, без осадка и резкого запаха.

3.       Следите за реакцией авто. Рывки при разгоне или черный выхлоп — повод сменить АЗС и подать жалобу в Роспотребнадзор. 

Малые АЗС — драйвер роста регионов

К 2030 году доля малых АЗС в РФ может вырасти до 25–30%. Их преимущество — мобильность: можно быстро открыть заправку у строящегося ЖК или на удаленной трассе. Крупные сети не будут рисковать миллионами ради точки с непредсказуемым трафиком. А малый бизнес — сможет. 

Сомнения водителей — это здоровая реакция на прошлые проблемы рынка. Но сегодня пункты, где установлены контейнерные АЗС, — не «гаражные» точки, а технологичные автозаправочные станции, работающие по стандартам. Правила выбора просты: проверяйте документы и не бойтесь новых имен. Ведь конкуренция — это выгодные цены и качество, которое контролируют все строже. 

 Михаил Колесников

Основатель Группы компаний «Benza», эксперт в сфере управления нефтепродуктами

В бизнесе с 90-х. С нуля основал компанию, которая стала лидером в России по производству «умных» контейнерных АЗС.

Комментарии