Расследование эксперта: мифы, реальность и борьба за доверие
На российских дорогах, особенно в регионах, растет число компактных
автозаправочных станций. Еще их называют мобильными и контейнерными. Их
владельцы обещают топливо «как у крупных сетей, но дешевле». Однако водители
все чаще задаются вопросом: «Почему цена ниже? Не обманывают ли меня?». Страхи
подкрепляются историями о разбавленном бензине и «паленой» солярке. Но так ли
оправдано недоверие к малым игрокам? Мы провели расследование, поговорив с
владельцами АЗС, и проверили факты.
Миф №1: «Малые АЗС покупают топливо у серых поставщиков»
Реальность:
Большинство малых АЗС закупают
горючее у тех же нефтебаз, что и федеральные сети. Разница — в логистике и
масштабах.
Владелец двух небольших АЗС в
Татарстане подтвердил, что крупные сети арендуют целые резервуары на
нефтебазах, а малый бизнес берет топливо меньшими партиями. Но это тот же самый
бензин или дизель, просто на чеке нет крупного бренда.
Как это выглядит внутри рынка частных АЗС:
- Региональные поставщики:
например, крупные нефтебазы поставляют топливо как своим АЗС, так и независимым
операторам.
- Сертификация: согласно
Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), каждая партия
топлива сопровождается паспортом качества, который АЗС обязана предоставить по
запросу.
- Ценовая политика: малые АЗС
экономят на аренде земли и сокращают персонал, а не на качестве топлива.
Миф №2: «Они добавляют присадки и разбавляют топливо»
Реальность:
Фальсификация возможна, но
рискованна для бизнеса.
«После ужесточения проверок
штрафы для юрлиц за нарушение технических регламентов достигают 600 тыс.
рублей, а при повторных нарушениях — до 1 млн рублей (ст. 14.43 КоАП РФ). Для
малой АЗС это катастрофа», — комментирует юрист ГК «Benza» (производитель
мобильных АЗС).
Как борются с мифами предприниматели:
- Доверие через собственника: как
правило, собственник малоформатной АЗС устанавливает ее в той же местности, где
и проживает (как рассказал собственник такой АЗС в Набережных Челнах, ему
приходилось лично встречаться с представителями местных транспортных компаний,
чтобы подтвердить качество своего топлива).
- Прозрачность документов: на
многих станциях сертификаты качества висят на видном месте.
- Гарантийные талоны: некоторые
АЗС выдают водителям талоны с обещанием компенсации за ремонт двигателя.
Почему водители боятся? Исторический контекст
Страхи водителей уходят корнями в
«лихие» 2000-е, когда рынок топлива в России напоминал Дикий Запад. После
распада СССР и приватизации нефтяной отрасли сотни мелких посредников наводнили
страну «бензовозами-призраками» — мобильными точками продаж, которые торговали
топливом сомнительного качества.
Топливо смешивали с дешевыми
нефтепродуктами — керосином, отработанным машинным маслом, а иногда и с водой.
Это увеличивало объем, но убивало двигатели. Поставщики подделывали сертификаты
качества, а водители узнавали о подлоге только после поломки авто. Нелегальные
продавцы работали «на колесах», исчезая с места после первых жалоб. Поймать их
было почти невозможно.
В итоге в 2006 году Росстандарт
выявил, что каждый пятый образец дизеля в РФ не соответствовал нормам. Водители
грузовиков рассказывали, что после заправки «левой» соляркой топливные насосы
выходили из строя за 500–1000 км пробега.
С 2010-х государство начало наводить порядок:
- ввели технический регламент ТР
ТС 013/2011 с жесткими нормами по содержанию серы и примесей;
- увеличили штрафы для
недобросовестных продавцов до 1 млн рублей (ст. 14.43 КоАП РФ).
Старания не прошли даром, по
данным Росстандарта объем некачественного топлива на российском рынке в 2023
году снизился до уровня 3,9%. И все же страх остался. Если раньше водители
боялись физического ущерба (поломки авто), то теперь главный страх —
психологический («А вдруг обманут?»), хотя риски снизились в 5–7 раз.
Советы водителям, как убедиться в честности АЗС:
1. Запросите
документы на топливо от поставщика.
2. Тест
«на глаз». Согласно рекомендациям Росстандарта, качественная солярка —
светло-желтая, без осадка и резкого запаха.
3. Следите
за реакцией авто. Рывки при разгоне или черный выхлоп — повод сменить АЗС и
подать жалобу в Роспотребнадзор.
Малые АЗС — драйвер роста регионов
К 2030 году доля малых АЗС в РФ
может вырасти до 25–30%. Их преимущество — мобильность: можно быстро открыть
заправку у строящегося ЖК или на удаленной трассе. Крупные сети не будут
рисковать миллионами ради точки с непредсказуемым трафиком. А малый бизнес —
сможет.
Сомнения водителей — это здоровая
реакция на прошлые проблемы рынка. Но сегодня пункты, где установлены
контейнерные АЗС, — не «гаражные» точки, а технологичные автозаправочные
станции, работающие по стандартам. Правила выбора просты: проверяйте документы
и не бойтесь новых имен. Ведь конкуренция — это выгодные цены и качество,
которое контролируют все строже.
Основатель Группы компаний «Benza», эксперт в сфере управления
нефтепродуктами
В бизнесе с 90-х. С нуля основал
компанию, которая стала лидером в России по производству «умных» контейнерных
АЗС.