Зачем нужно менять топливный фильтр
Топливный фильтр — это сменный элемент, предназначенный для очистки
поступающего в двигатель топлива от мелких примесей: песок, стружка и т.п.
Важно понимать, что фильтр осуществляет только механическую очистку и не
способен повлиять на качество топлива как такового — не может увеличить
октановое/цетановое число, снизить процент свинцовых примесей и так далее.
Как часто нужно менять топливный фильтр
В сервисной книжке и руководстве
по эксплуатации всегда указана периодичность замены топливного фильтра. Как
правило, она ощутимо превышает таковую для масляного или воздушного. В
зависимости от автомобиля, это может быть интервал в 40, 60 и даже 120 тыс. км.
Разумеется, несмотря на официальные предписания, в данном вопросе нужно
исходить из фактической ситуации. Если машина эксплуатируется в регионе с очень
низким качеством бензина, частота плановых замен должна быть увеличена.
Аналогичной будет рекомендация и для дизельных машин, особенно
эксплуатирующихся в регионах с продолжительной зимой. Качество солярки там
нередко оставляет желать лучшего, а низкие температуры и антигелевые присадки
только усугубляют ситуацию.
Также отметим, что дизельный
фильтр гораздо более сложная, модульная конструкция. Помимо непосредственно
задерживающего грязь элемента он имеет осушитель с отстойником для воды, а в
некоторых случаях еще и подогрев.
Как понять, что нужна замена топливного фильтра
На необходимость поменять «топливник»
указывают два косвенных признака.
- Понизилась тяга. На интенсивном
разгоне или под нагрузкой также возможны рывки и провалы оборотов.
- Увеличился расход топлива.
Как и всегда, обнаружив подобные
симптомы, не стоит делать однозначных выводов без всесторонней диагностики.
Например, все то же самое выдаст неисправная свеча или изношенный бензонасос.
Поэтому симптомы забитого топливного фильтра нужно оценивать наряду с
объективными методами его проверки. Например, подключением диагностического
OBD-сканера. В случае проблем с топливной системой это поможет более точно
выявить причину сбоев.
Где находится топливный фильтр
Всегда выполняя одинаковые
функции, топливный фильтр, тем не менее, может находиться в абсолютно разных
местах и иметь разные форм-факторы.
Под днищем
Классическая локация для машин с
бензиновым двигателем. Топливный фильтр закреплен под днищем в районе магистрали
от бака к двигателю. Для замены на автомобилях с небольшим дорожным просветом
(где под днище просто не подлезешь) потребуется яма, эстакада или подъемник.
Под капотом
Типичный дизельный формат.
Компоновка с фильтром в подкапотном пространстве обусловлена, прежде всего,
габаритами топливный фильтр в сборе со вспомогательными элементами. Как
упоминалось выше, для дизелей характерна довольно сложная система фильтрации и
подготовки топлива. В связи с чем общие габариты фильтра и корпуса значительно
превышают компактный бензиновый «бочонок», который можно расположить под
днищем. Такое решение, очевидно, удобнее, чем на бензиновых машинах, и в
большинстве случаев позволяет обслужить фильтр во дворе или на парковке.
В баке
Вариант, получивший широкое распространение
на современных бензиновых автомобилях. В корпусе бензонасоса (который находится
в бензобаке) есть мелкоячеистая пластиково-тканевая сетка — она и исполняет
роль топливного фильтра. Подобное решение характерно одним существенным
недостатком: невозможностью быстрой замены. Добраться до сборки (корпуса)
бензонасоса очень сложно, а в ряде случаев это возможно лишь после съема
бензобака. Более того, на многих моделях подобный фильтр вовсе не имеет
возможности отдельной замены.
Замена топливного фильтра своими руками: инструкция
В рамках сегодняшнего обсуждения
рассмотрим алгоритм замены классического топливного фильтра под днищем. Иные
варианты более сложны и требуют четкого следования руководства по ремонту.
Кроме того, как мы уже упоминали, для многих современных машин такая процедура
не предусмотрена вовсе (хотя при желании возможна).
- Сбросить давление в системе
питания, чтобы при отсоединении фильтра не так сильно брызнул бензин. Самый
простой и действенный вариант — найти предохранитель бензонасоса и вытащить
его. После чего завести двигатель: он поработает несколько секунд и заглохнет,
выработав большую часть топлива, что оставалась в магистрали. Альтернативный
вариант: вытащить предохранитель непосредственно во время работы мотора.
Никакого вреда двигателю такая остановка не принесет, а все последствия
будут заключаться лишь в ошибке по подаче топлива. Запись добавится в лог
событий (своего рода бортжурнал) блока управления, но будет являться
исключительно архивной. Ни к каким изменениям алгоритма работы она не приведет.
Второй способ — просто подождать
несколько часов после поездки. За это время давление в магистрали также
частично упадет.
- Найти под днищем топливный
фильтр и освободить его из крепления (защелки, фиксирующий болт и т.п.).
- Отсоединить от топливного фильтра трубки
топливопроводов. Если это пластиковые разъемы, то нужно нажать на фиксирующие
«кнопки» на разъемах с последующим съемом их со штуцеров фильтра. Если
соединение резьбовое — соответственно, оно раскручивается ключом. Заранее
необходимо подготовить чистую ветошь: с трубок и фильтра непременно польются
остатки бензина.
- Установить новый топливный фильтр в обратной
последовательности, соблюдая его ориентацию относительно магистралей. Как правило,
на фильтрах есть стрелка направления движения топлива.
Если после замены топливного фильтра не заводится машина
В большинстве ситуаций первый
старт после замены топливного фильтра бывает затруднен. После «осушения»
топливной системы бензонасосу требуется время, чтобы снова создать необходимое
давление в рампе (деталь, к которой подсоединяются форсунки).
Если машина не заводится сразу
после замены топливного фильтра, следует просто сделать несколько попыток. А
чтобы не «мучать» стартер, можно 3-5 раз включить зажигание: обычно бензонасос
начинает предварительную накачку именно в этот момент (будет слышен характерный
звук со стороны бака). Также у некоторых машин накачка в рампу завязана на
момент открытия водительской двери.
Соответственно, после замены
топливный фильтр имеет смысл открыть и закрыть ее пару раз, пока давление в
топливной магистрали не достигнет заданного.
Краткие тезисы
Назначение топливного фильтра: Очистка топлива от механических
примесей (песок, стружка), но не от химических примесей и без изменения его
качества.
Необходимость замены: Фильтр — расходный материал; загрязнение
приводит к ухудшению проходимости топлива и проблемам в работе двигателя.
Регламент замены: Следуйте указаниям сервисной книжки, но
корректируйте интервал в зависимости от качества топлива и условий
эксплуатации.
Особенности дизельных фильтров: Более сложная конструкция, часто включает
осушитель, отстойник для воды и подогрев.
Признаки загрязнения: Снижение мощности и тяги двигателя, рывки при
разгоне, увеличение расхода топлива.
Расположение (бензин): Классический вариант — под днищем; на
современных авто часто встроен в модуль бензонасоса внутри бака.
Расположение (дизель): Чаще в подкапотном пространстве из-за
больших габаритов и сложной конструкции.
Подготовка к замене: Обязательный этап — сброс давления в топливной
системе для безопасности.
Важно при установке: Соблюдайте правильное направление потока
топлива, указанное стрелкой на корпусе фильтра.
Затрудненный пуск после замены:
Нормальная ситуация; для создания давления может потребоваться несколько
включений зажигания.
Илья Калинчиков
Autonews: https://www.autonews.ru/