Владимир Цегоев
С начала 2025 года бензин на российских АЗС подорожал в среднем менее
чем на 5%, а дизель — примерно на 2%. Как отмечают эксперты, рост цен на
горючее остаётся достаточно плавным и пока продолжает идти в ногу с общей
инфляцией. На фоне возросшего спроса власти до конца лета ввели полный запрет
на вывоз бензина из страны. Это, как полагают в правительстве, позволит
сохранить стабильную ситуацию на топливном рынке. Впрочем, по словам аналитиков,
у кабмина в запасе есть ещё ряд инструментов для сдерживания цен на экстренный
случай. Как может измениться стоимость горючего на заправках до конца года — в
материале RT.
С начала 2025 года цены на бензин
в России выросли темпами, близкими к общему уровню инфляции. Такой вывод
следует из опубликованных в среду, 30 июля, материалов Федеральной службы
государственной статистики и Министерства экономического развития.
По данным ведомств, за прошедшие
семь месяцев литр горючего марки АИ-92 на заправках страны подорожал в среднем
на 4,8% — с 55,18 до 57,83 рубля, а марки АИ-95 — на 4,5%, с 60,34 до 63,06
рубля. Для сравнения: общий рост потребительских цен на товары и услуги в
стране составил 4,51%.
В то же время темпы удорожания
дизеля оказались заметно ниже общего уровня инфляции. Так, с конца 2024-го
стоимость этого вида топлива выросла в среднем на 1,9% — с 70,17 до 71,5 рубля.
«Розничные цены на бензин и
дизель с начала года поднимаются достаточно плавно и пока идут в ногу с общей
инфляцией: Росстат отмечает лишь умеренное удорожание бензина, а стоимость
дизеля в отдельные недели вообще остаётся без изменений. Для водителей это означает,
что к пику летнего спроса рынок подошёл без шоковых скачков, а власти показали,
что могут сдерживать розницу даже на фоне подорожавшей нефти», — рассказал
RT автоэксперт компании Tamashi Константин Ожогин.
Как ранее объяснял в интервью RT
первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин, с наступлением
лета потребление горючего в стране традиционно выросло за счёт сезона отпусков
и проведения уборочной кампании. Тем не менее сформированных запасов горючего
оказалось достаточно для того, чтобы предотвратить возникновение дефицита на
внутреннем рынке и не допустить чрезмерного роста цен, подчеркнул замглавы
Минэнерго.
«Сейчас происходит сезонное увеличение спроса:
во-первых, в сельскохозяйственном секторе, во-вторых, естественно, из-за роста
автомобильного туризма и просто от увеличения передвижений на автомобилях. Но
мы полностью готовы к этому сезону. Все наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)
в плановом режиме работают или уже завершают у себя плановые ремонты. Запасы
дизеля и бензина находятся ближе к историческим максимумам. Поэтому мы не
ожидаем никаких сложностей», — заверил Сорокин.
Отметим, что в начале июля
вице-премьер Александр Новак поручил Министерству энергетики совместно с
нефтяными компаниями «держать руку на пульсе» и в ручном режиме балансировать
поступление топлива на рынок, чтобы удовлетворить повышенный спрос в летний
период и первые месяцы осени. При этом в качестве перестраховки руководство
страны ввело полный запрет на экспорт бензина до конца августа.
Прежде эта мера касалась лишь
трейдеров, небольших НПЗ и нефтебаз, но не затрагивала производителей
нефтепродуктов. Впрочем, поскольку в последнее время бензин в рознице стал
дорожать быстрее дизеля, власти решили распространить запрет на вывоз горючего
за границу и на крупных нефтяников. Как полагают в кабмине, это поможет
сохранить стабильную ситуацию на внутреннем топливном рынке.
«На наш взгляд, полного запрета
на экспорт может оказаться достаточно, чтобы рынок успокоился, а удорожание
бензина замедлилось. Впрочем, у государства в запасе ещё имеется достаточно мер
для стабилизации цен. Так, помимо временных ограничений на экспорт,
правительство при необходимости может субсидировать стоимость наиболее
востребованных нефтепродуктов в том или ином регионе или скорректировать
параметры демпфера», — рассказал RT владелец сети дилерских центров
коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов.
В рамках демпфирующего механизма
государство доплачивает нефтяным компаниям из бюджета за поставки горючего на
внутренний рынок. В результате продажа топлива российским потребителям
становится для энергобизнеса более привлекательной по сравнению с экспортом,
предложение топлива в стране увеличивается, что позволяет избегать ощутимого
повышения цен.
«В случае резкого удорожания
топлива власти в теории могут пересмотреть формат выплат по демпферу или,
например, снизить налоги и акцизы. Однако это приведёт к сокращению поступлений
в казну, а поскольку бюджет у нас дефицитный, то применение подобных мер мы
вряд ли увидим. Скорее будет некое негласное соглашение между кабмином и
нефтяниками о том, чтобы компании сами сдерживали рост цен и государству больше
не приходилось применять к ним какие-то методы кнута вроде запрета на экспорт»,
— предположил в разговоре с RT эксперт Финансового университета и Фонда
национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
В целом, как полагает специалист,
по итогам всего года руководству страны, скорее всего, удастся удержать рост
цен на горючее в пределах инфляции. Её уровень, в свою очередь, ожидается
вблизи 6—7%, следует из прогноза Центробанка. Таким образом, к концу 2025-го
средняя цена литра АИ-92 на российских АЗС может вырасти примерно до 58,5—59
рублей, АИ-95 — до 64—64,6 рубля, а дизеля — до 74,4—75,1 рубля.