Начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин о том, почему цены на бензин растут медленнее, чем инфляция
— Какая ситуация по поводу газификации регионов России независимыми газовыми производителями, то есть всеми, кроме «Газпрома»?
— Пока это больше наше желание. Конечно же, было бы правильно и справедливо, чтобы независимые производители тоже участвовали в газификации регионов, но надо понять одну прекрасную вещь: загнать их административно не получится. Без экономической привлекательности этого процесса ничего не будет происходить. В регионах должны быть сделаны вещи, направленные на улучшение ситуации с газификацией, должны быть разработаны эффективные программы газификации, снижена бюрократическая нагрузка на разрешительные документации при строительстве газовых объектов.
— Что региональные власти говорят?
— Мы сделали дорожную карту и направили поручения каждому территориальному подразделению ФАС — они есть в каждом субъекте, чтобы они добились внесения изменений и дополнений в программу развития конкуренции и тем самым начали работу.
— Какая позиция у «Газпрома»?
— «Газпром» явно не против, чтобы газификацией занимались другие участники рынка. Сейчас мы видим ярко выраженное доминирование независимых производителей газа в регионах, приближенных к местам добычи газа, и не видим ничего с точки зрения развития конкуренции на рынках Северного Кавказа и в Западных регионах. То есть так называемый трудный потребитель остается у «Газпрома». Понятно, что у «Газпрома» не самая простая экономика в тех регионах, где у него отобран крупный потребитель.
Чтобы рынок отпустить, он должен быть честным на основании равных правил, независимо от того, «Газпром» ты или нет. Равные для всех правила и равный доступ к трубе.
— Еще одна проблема с нефтегазовыми госкомпаниями, которую мониторит ФАС, — положения о госзакупках, прозрачность тендеров и так далее. Какие-то продвижения есть?
— Возвращаясь из сферы газа в нефть, мы с «Транснефтью» значительно продвинулись в этом направлении. Мы планируем уже сейчас, на конец августа — начало сентября, подписание меморандума с ними. Меморандум касается вещей, связанных с урегулированием рынка нефтепродуктов, транспортировки нефтепродуктов, а также с активным участием компании «Транснефть» в нашем проекте создания российского бенчмарка на нефть. И третий вопрос связан с развитием мелкооптовой продажи нефтепродуктов, чтобы его реализовывать на тех же принципах, что и пилотный проект «Петербургской топливной компании» в Петербурге. Сейчас «Транснефть» тоже получает статус оператора товарных поставок, как это сделала ПТК. И главное: мы хотим с ними переработать их положение о закупках.
— Вы и с «Газпромом» хотите. А как?
— За счет тарифного регулирования. Все очень просто. Сколько на рынке стоит в результате конкурентных торгов кирпич? Три рубля. Почем его, к примеру, покупает «Газпром»? По 5 рублей. Тогда мы принимаем свое решение по тарифу, исходя из затрат компании на покупку кирпича по рыночной стоимости.
Если трубы такого-то диаметра можно купить за столько-то, а вы покупаете дороже через посредника, как вы это делали, то мы не должны вам в тарифную выручку включать затраты сверх тех, что можно купить на рынке.
— То есть в тариф включается самая низкая цена?
— Нет, цена сопоставимого рынка.
— А где эту цену взять?
— Этим занимаются сейчас соответствующие федеральные бюджетные учреждения. Мы должны сформировать базу тех основных составляющих, которые сидят в себестоимости транспортера, естественной монополии, — трубы, кирпич, бензин и т. д. И нужно определить сопоставимые цены, сравнить цену, которую вы вкладываете, с той ценой, по которой можно купить на рынке. Дешево — это не обязательно некачественно. Качество тоже очень важно. Пока с закупками «Газпрома» только суды спасают.
— Раз уж вы упомянули проект создания российского бенчмарка нефти, расскажите, какая сейчас ситуация. Участники рынка ожидают, что создание эталонного сорта позволит перейти с торговли нефтью по котировкам Brent и WTI на нашу российскую котировку.
— До конца года торги российских фьючерсов на нефть запустим. Уже сейчас некоторые нефтяные компании провели пробные торги, чтобы обкатать систему и посмотреть, что будет происходить. Мы провели все необходимые совещания с компаниями и обучающие семинары. Сейчас идет работа по привлечению иностранных покупателей. В ноябре будет презентация в Лондоне.
— Как иностранцы к этому относятся, вы же уже давно с ними работаете?
— Скажем так: иностранные компании проявляют интерес. Но очень важно понимать, что механизм для иностранной компании должен быть очень прозрачный и гарантированный. Например, качество нефти. Оно должно быть гарантировано лет на 10, чтобы вызвать интерес. Безусловно, мы ожидаем, что крупные международные трейдеры, которые работают с российскими компаниями, такие, как Vitol, Glencore, Trafigura, будут поддерживать этот процесс.
Комментарии