Юшков: топливо ощутимо подорожало на Дальнем Востоке и в Крыму

Эксперты о том, как цена топлива влияет на инфляцию и почему дизель дорожает медленнее бензина

После продолжительного роста цены на автомобильное топливо на Санкт-Петербургской бирже пошли вниз. 10 ноября бензин АИ-92 подешевел на 0,42%, а АИ-95 — на 0,33%. С января по октябрь 2025 года в Приморье бензин в целом стал дороже примерно на 10%. Больше всего прибавил в цене АИ-95, меньше всего — АИ-98.

Некоторые регионы Дальнего Востока начали испытывать сложности с поставками бензина в августе-октябре текущего года. Согласно данным местных властей, в Приморском крае топливный кризис случился в конце лета из-за возросшего турпотока, ограниченных объемов продаж на бирже и логистических сбоев — все это привело к ажиотажному спросу и росту цен на независимых АЗС. Осенью в некоторых районах Хабаровского края сложности с поставками испытывали сети независимых АЗС. Наблюдалось значительное подорожание бензина из-за увеличения издержек и рисков на рынке.

О том, как рост стоимости топлива отразится на экономических показателях Дальнего Востока и Приморья в частности, РБК Приморье в рамках программы «Суть дела» рассказали эксперты.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ

 «Не стоит переоценивать влияние стоимости бензина на инфляцию, но тем не менее оно есть. Тут дополнительно можно отметить, что стоимость топлива просто закладывается в цену любых конечных продуктов — практически все нужно везти куда-то на автотранспорте. Сейчас по-разному дорожают бензин и дизель. Бензин в рознице в среднем по стране с начала года подорожал больше чем на 12%, а прогнозируемая инфляция около 8%. Дизельное топливо подорожало примерно на 5%, то есть все-таки большая разница.

Та часть затрат, которая вкладывается в конечный товар с точки зрения дальних перевозок, выросла не так сильно. А вот если товар перевозился на автомобиле с бензиновым двигателем, то больше затрат будет закладываться в конечную продукцию просто потому что бензин подорожал больше.

Если мы про целые отрасли говорим, то не все так и плохо. Как правило, в масштабах отрасли, когда топливо значимо, это в основном использование дизеля. Это сельское хозяйство, но тут дизель, а он дорожает даже ниже, чем уровень инфляции. Посмотрим, что будет по итогам года, потому что этот фактор может подтолкнуть нефтяные компании поднимать цены в рознице именно на дизель, тормозя при этом поднятие стоимости бензина. Потому что рост стоимости бензина уже привлек внимание Правительства РФ, Федеральная антимонопольная служба активно пытается тормозить изменение ценников на АЗС. А вот к дизелю таких претензий нет. Чтобы компенсировать дополнительные затраты, которые есть у нефтяных компаний на ремонт, из-за внеплановых ремонтных работ, из-за санкций и так далее, они переключаются на внутренний рынок. Но пока в основном это переключение было на бензин.

Подорожание топлива более ощутимо в Крыму и на Дальнем Востоке. В Крыму просто вообще нет заправок вертикально интегрированных компаний (ВИНК), там все заправки так называемые независимые. Это те заправки, которые покупают топливо на бирже, где очень высокие цены. В октябре даже был обновлен рекорд, например, по 92-му бензину.

Регионы, где присутствуют независимые АЗС, цены у которых выше, а они вынуждены поднимать цены выше, чем у ВИНКов. ВИНКи покупают топливо у своих же НПЗ по долгосрочным контрактам, а не через биржу. А независимые на бирже покупают топливо и потом продают его в рознице, поэтому они за дорого купили. Естественно, хотят поднять цены в рознице выше.

Сильно малый бизнес страдает от того, что он вынужден все затраты свои, все дополнительные издержки, в том числе на подорожавшее топливо, закладывать в стоимость услуг и продуктов. В условиях, когда покупательский спрос тоже ограничен, естественно, они страдают. Нет возможности нести какой-то период издержки просто на себе. Приходится все это закладывать в стоимость конечного товара. Ну и от этого есть риск, что спрос упадет. Все от этого страдают, но это неизбежно происходит, есть перекладывание на конечного потребителя, поэтому в итоге больше всех страдает, не бизнес, а покупатель».

Павел Баженов, президент Независимого топливного союза

 «Есть специфика Дальнего Востока, потому что макрорегион в плане производства дефицитный регион. Топливо в ДФО и на заводах, ориентированных на дальневосточный регион, производится меньше, чем Дальний Восток потребляет. Поэтому стабильно здесь есть проблемы с топливом.

В целом по стране рост цен на топливо будет в рамках инфляции. Практически в каждом субъекте федерации есть доминирующая на розничном рынке автозаправочная сеть, которая принадлежит ключевой нефтяной компании. Ну и соответственно эта нефтяная компания держит цену на своих заправках в рамках инфляции.

На грузоперевозках подорожание топлива скажется в первую очередь, на сельском хозяйстве в широком смысле, здесь цены на дизельное топливо важны. Для рыбного промысла цены на топливо имеют ключевое значение, это важная составляющая.

Однако в целом говорить о каком-то сверхъестественном росте не стоит. Рост будет в рамках инфляции. Опт сейчас идет вниз. На Дальнем Востоке уровень цен, сложившийся, вы традиционно живете в условиях дорогих, относительно других регионов России, высоких цен на топливо. Естественно, тоже Дальний Восток неоднородный. В некоторых регионах с особо сложной логистикой цены выше, в каких-то, кто ближе, цены ниже. Где-то заводы находятся, там дешевле, где-то, куда надо везти, там дороже.

В целом уровень цен на топливо на Дальнем Востоке он выше, чем в других регионах страны. Но есть другие факторы и их много. Что год грядущий нам готовит, мы не знаем. Понятно, что там много сюрпризов, и как оно будет работать, пока непонятно. Но есть много других факторов, которые куда сильнее и куда ощутимее скажутся на малом и среднем предпринимательстве Дальнего Востока. А уровень цен на топливо глобально это не самый переживательный индикатор и фактор».

Андрей Андрейченко, депутат Законодательного Собрания Приморского края

 «Процессы экономические происходят не так быстро, и конечно же, скачка инфляции в ноябре, скорее всего, не будет. Это хорошая новость. Но плохая новость в том, что в декабре скачок случится. Не из-за бензина, а в преддверии Нового года. Под Новый Год все цены поднимают. Большинство понимает, что есть у людей деньги. Нужно стол накрывать, часть населения будет стараться в отпуск поехать, плюс длинные выходные, люди пойдут в супермаркеты, торговые центры, на рынки. Кто-то получит тринадцатую заплату, премию. Все это происходит ежегодно.

В Приморье меньше всего от стоимости топлива в конце года пострадает сельское хозяйство — мы практически все убрали с полей. А вот другие отрасли пострадают. Транспорт в первую очередь, потому что они ездят на этом топливе. Подорожает все, что касается сферы услуг.

Хотя тот же самый утилизационный сбор, повышение налогов, скажется гораздо больше на малом и среднем бизнесе. В регионе утильсбор бьет не только по тем, кто автомобили берет и привозит. В Приморье это большой сегмент: кто-то приезжает за своей новой машиной в край, где-то останавливается, что-то покупает. Поэтому падение этой отрасли гораздо ударит сильнее по малому, среднему бизнесу, так же, как и налоги».

Комментарии