Как стало известно “Ъ”, после поручения правительства Минэнерго
пытается заставить трейдеров интенсивнее отгружать дизтопливо с нефтебаз,
подключенных к трубе «Транснефти». По версии «Транснефти», трейдеры накопили
существенные объемы и не успевают с отгрузками. Участники рынка связывают
ситуацию с ростом продаж топлива на трубных базисах вместо железнодорожных,
неготовностью трубопроводной системы к возросшим нагрузкам, а также действиями
игроков, накопивших объемы и ожидающих роста цен.
Минэнерго запросило у трейдеров
информацию о причинах проблем с вывозом с нефтебаз дизтоплива, которое
прокачивается по трубопроводной системе «Транснефти». Письмо (копия есть у “Ъ”)
направлено в августе в адрес 13 компаний, включая ТК «ТранзитСити», «Ирбис
Трейд», «Нефтепродукт-Центр», «КД-Ойл», «Солид-Смоленск», «Олимп-Трейд»,
«Хансел», АТИ, «Промснаб», «Бентал», ЮТЭК, «Пролеум», «БалтТоп». Вице-премьер
Александр Новак после совещания 29 июля поручал Минэнерго и «Транснефти»
принять меры по ритмичному и бесперебойному вывозу дизтоплива с нефтебаз,
технологически связанных с системой «Транснефти».
Минэнерго просит принять такие
меры и трейдеров для увеличения продаж дизтоплива на трубных базисах.
Ссылаясь на данные «Транснефти»
от конца июля, Минэнерго указывает, что у адресатов рассылки есть «значительные
остатки» по договорам транспортировки и хранения топлива. Объемы остатков не
раскрываются. В апреле «Транснефть» предупреждала о затоваривании резервуарных
парков на Володарской нефтебазе в Москве, а также об ограничениях на прием
топлива в систему магистральных нефтепродуктопроводов от грузоотправителей (см.
“Ъ” от 19 апреля). «Транснефть», Минэнерго и трейдеры на вопросы “Ъ” не
ответили.
Вице-президент Российского
топливного союза Ринат Фаттахов считает, что проблема вывоза мелкооптовых
партий топлива с ЛПДС «Транснефти» связана с переходом все большего числа
участников рынка на продажи на трубных базисах вместо железнодорожных из-за
меньших сроков доставки. Это, по его словам, спровоцировало сложности с
планированием грузопотоков для «Транснефти», в результате оператор вынужден
ограничивать квоты для трейдеров на вывоз дизтоплива. Как отмечает господин
Фаттахов, ряд новых «недобросовестных» участников рынка накопил существенные
объемы на нефтебазах в надежде на рост цен, что ограничивает маневр для других
игроков. По его мнению, необходимо усовершенствовать механизм планирования
выделения квот и критерии недобросовестного поведения участников рынка.
Один из собеседников “Ъ” на
топливном рынке соглашается, что вывоз затрудняется недостаточностью квот на
вывоз топлива и для крупных трейдеров похожая ситуация характерна.
«В этом году из-за проблем ОАО
РЖД серьезно выросли биржевые продажи трубопроводным транспортом, а
инфраструктура и бизнес-процессы "Транснефти" оказались не готовы к
такому росту»,— поясняет он. «Транснефть», добавляет источник “Ъ”, равномерно
распределяет квоты на всех держателей, и, видимо, есть компании, закупившие
топливо впрок. В результате, отмечает он, одни не могут вывезти топливо из-за
отсутствия технической возможности, другие — из-за своего экономического цикла
или планов. По мнению собеседника “Ъ”, ситуация должна выровняться в ближайшие
месяцы.
В Ассоциации товарных брокеров
(АТБ) считают, что проблемы с вывозом топлива формируются в первую очередь
из-за рассинхронизации действий НПЗ и «Транснефти» по прокачке нефтепродуктов
до ЛПДС. Это приводит к неравномерному и непрогнозируемому поступлению топлива
на нефтебазы, отмечают в АТБ, и трейдеры сталкиваются либо с нехваткой объема
для вывоза по квоте, либо топлива приходит больше, чем способна вывезти
«Транснефть».
В АТБ заверяют, что «оперативно
вывозят остатки дизтоплива в рамках выданных квот». При текущей ставке
кредитования затягивание сроков прокачки влечет убытки, что не в интересах
покупателей, отмечают в АТБ, добавляя, что штраф за невывоз каждой тонны равен
стоимости налива. В ассоциации предлагают сделать «прозрачнее» движение товара,
что повысит шансы на своевременную доставку.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил
Бурмистров отмечает, что серьезные проблемы с вывозом нефтепродуктов существуют
и на сети ОАО РЖД, в первую очередь из-за дефицита цистерн, усугубляющегося
нехваткой и оттоком квалифицированных кадров. По данным ОАО РЖД, в январе—июле
погрузка нефтепродуктов сократилась на 0,9% год к году, до 121,5 млн тонн.
Стоимость дизтоплива росла в
первой половине августа, но затем этот рост был отыгран. По данным Росстата,
средняя стоимость дизтоплива на АЗС за неделю 19–26 августа замедлила рост до
0,06% после увеличения на 0,14% неделей ранее.
Дмитрий Козлов