Иностранное топливо могут пустить в Россию. ФАС предлагает досрочно отменить мораторий на импорт.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила за отмену моратория на импорт топлива, который был введен для поддержки российских нефтекомпаний и действует до начала октября. В то же время в ФАС считают, что стабилизация топливного рынка, цены на котором взлетели в оптовом звене после выхода из карантина, должна произойти в ближайшие две недели. ФАС предложила правительству обсудить отмену запрета импорта топлива или сокращения сроков действия моратория, который на данный момент утвержден до 1 октября. Как заявил в интервью «Интерфаксу» начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Армен Ханян, профильные ведомства могут внести предложения по этому вопросу до 15 июля. «Мы свою позицию сформулировали и хотим начать диалог в этом направлении. Нужно хотя бы оценить эффект для рынка. Возможно, отмена запрета никакого результата и не даст. Технически этот процесс небыстрый, и возможно, пока пройдут все процедуры, внутреннее производство уже закроет спрос»,— отметил чиновник. В то же время он считает, что отмена моратория на импорт топлива может оказать нужную поддержку рынку. Запрет на ввоз нефтепродуктов в Россию был впервые за российскую историю одобрен в конце мая и начал действовать со 2 июня. Такая мера должна поддержать российских производителей, спрос на продукцию которых на фоне коронавируса падал несколько месяцев, и не допустить перенаправление на премиальный российский рынок топлива из других стран, прежде всего из Белоруссии. Поставки в РФ стали выгодными, так как нефтепродукты подорожали из-за особенностей налоговой системы: после падения цен на нефть на мировых рынках внутренние производители вынуждены платить государству обратный акциз и демпфер. Запрет действует на бензины, дизтопливо, судовое топливо и газойли, но не распространяется на транзит нефтепродуктов. В Минэнерго “Ъ” заявили, что там продолжают в ежедневном режиме отслеживать ситуацию на топливном рынке, и на данный момент не видят повода для регуляторных изменений. Замминистра энергетики Павел Сорокин считает, что действующий запрет на импорт топлива следует сохранить с учетом того, что спрос на 10-15% ниже уровня июня 2019 года. Господин Сорокин пояснил “Ъ”, что мораторий не сказывается на ситуации с топливообеспечением регионов: топливные базы, АЗС и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток, а товарные остатки держатся на уровне 1,4 млн тонн. Но, добавил он, при нормализации рыночный условий Минэнерго готово рассмотреть досрочное снятие запрета на импорт. По вопросу нормативов продаж на бирже в министерстве указывают, что с учетом спроса, компании уже сейчас торгуют на бирже на уровне или выше старого норматива по всем нефтепродуктам. Так, по информации СПбМТСБ, за неделю с 17 по 23 июня среднесуточный объем торгов автомобильного бензина вырос на 1,6%. «Учитывая планы по наращиванию производства нефтепродуктов в июле, мы ожидаем сопоставимое увеличение продаж топлив на бирже. Рост в том числе и биржевого оборота топлива постепенно позволит российским НПЗ улучшить свои экономические показатели эффективности и постепенно выйти на полностью положительную маржу переработки в июле 2020 года по всей корзине продуктов»,— пояснил замминистра энергетики. По данным ведомства, поставки бензина экологического класса 5 на внутренний рынок с 17 по 23 июня выросли на 3,7% (до 675,1 тыс. тонн), при этом экспорт за тот же период снизился до 50,2 тыс. тонн. Российский рынок может залить импортным топливом В дальнейшем, как отметил Армен Ханян, ФАС не ждет скачков стоимости на АЗС, а маржа розницы, доходы которой кратковременно снизились по сравнению с оптом, по расчетам регулятора, вскоре вернется на прежний уровень — 7–10 руб. на литр. Господин Ханян уточнил, что в последнее время биржевые цены на бензины росли из-за резко восстановившегося спроса на фоне отмены режима самоизоляции. Пока спрос и предложение находятся в небольшом разрыве, признал чиновник, но разрыв, по его мнению, исчезнет через две недели с наращиванием загрузки российских НПЗ. Из-за дефицита топлива средняя оптовая цена Аи-95 на НПЗ в европейской части РФ в июне била исторические рекорды, достигая почти 58 тыс. руб. за тонну. Кроме того, ФАС предложила повысить нормативы продажи топлива на бирже для нефтекомпаний: для бензинов — с 10% до 13–15% от производства, для дизельного топлива — с 6% до 9–10%. Сейчас временно действуют еще более низкие нормативы, введенные в конце мая на фоне падения спроса на топливо из-за коронавируса: 5% для бензина, 3% для дизтоплива, 5% для авиакеросина и 2,5% для сжиженных углеводородных газов. Срок действия этих сниженных нормативов истекает в конце июня, после чего они вернутся к прежнему уровню. Ольга Мордюшенко
Комментарии