Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железных дорог,
утвержденные правительством, зафиксировали приоритетное положение на дефицитных
участках «грузов вне очереди», по которым выпущены указы и поручения
президента. Сегодня это около 100 млн тонн угля из Кузбасса и других угольных
регионов, нефтепродукты, удобрения и ряд других грузов. Их перечень и взаимные
приоритеты не прописаны, что аналитики считают неизбежным в обстановке, когда
государству нужны дополнительные рычаги решения логистических проблем.
В грузопотоке на железнодорожной
инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью продолжат доминировать
грузы, перевозимые по отдельным указам, распоряжениям и поручениям президента
РФ. Это следует из новой версии правил недискриминационного доступа (ПНД)
перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта, утвержденной
постановлением правительства от 27 мая. Как и планировалось (см. “Ъ” от 30
января), новая редакция правил вступит в силу с 1 сентября.
ПНД как документ, утверждающий
принцип равнодоступности инфраструктуры, существуют около 20 лет, однако лишь в
последние годы в правилах появились правки, которые устанавливают строгую
очередность перевозки разных грузов, если инфраструктура не может все
пропустить. В такой вид правила пришли в 2020 году — после того как стала
очевидной нехватка провозной способности на восток. В 2022 году ПНД были
приостановлены на фоне необходимости срочно вывезти продукцию предприятий,
лишившихся европейских рынков сбыта (см. “Ъ” от 4 и 9 марта 2022 года). Вместо
ПНД были введены действующие до сих пор временные правила определения
очередности перевозок грузов, отличие которых от ПНД в том, что они принимаются
и адаптируются на уровне правления ОАО РЖД, а не правительства. На протяжении
двух лет временные правила постоянно менялись, и те изменения, которые в них
вносились, было решено закрепить и в ПНД.
Как следует из текста
постановления, грузы, перевозимые по отдельным поручениям руководства страны,
будут, как и сегодня, везтись в приоритетном порядке — в третью очередь,
уступая лишь грузам, приоритет которых определен законом, а также грузам для
ликвидации последствий стихийных бедствий и военных действий. Как сообщало ОАО
РЖД, сегодня под грузы «по поручениям» зарезервировано около 60% провозной
способности Восточного полигона. Прежде всего это экспортный уголь из Кузбасса,
Бурятии, Хакасии, Тувы, Якутии и Иркутской области с суммарной квотой вывоза на
восток в 2024 году в 99,3 млн тонн. ОАО РЖД уже сообщало, что не сможет вывезти
весь объем из-за выданных поручений по приоритетному вывозу и других категорий
грузов, прежде всего нефтепродуктов (см. “Ъ” от 7 мая). Как пояснили “Ъ” в ОАО
РЖД, в актуальной версии временных правил среди грузов, перевозимых на
основании поручений президента — перевозки угля в восточном направлении по соглашениям
с субъектами РФ, нефтяных грузов и продуктов нефтепереработки внутри страны и
на экспорт, а также химических и минеральных удобрений.
За грузами по поручениям следует
транзит по межправительственным соглашениям и субсидируемые перевозки. Внутри
шестой очереди — внутрироссийские перевозки — выделяется несколько приоритетных
категорий, в том числе грузы для госрезерва, социально значимые грузы, грузы
для ЖКХ и энергетики, для посевной, продукция предприятий непрерывного цикла и
сырье для них. Далее следует экспорт сырья в специализированном подвижном
составе, контейнерные поезда с отдельным приоритетом для сельхозпродукции и
лесопромышленных грузов, прочие внутрироссийские грузы, несырьевой экспорт,
экспортный уголь вне поручений и прочие грузы, внутри которых сделан отдельный
приоритет для импорта.
Как отмечает глава
«Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, правительственный документ в любом
случае лучше, чем внутренний. Сейчас и так много неопределенности на рынках, и
не хотелось бы, чтобы она усугублялась тем, что основной регулирующий документ
— внутренний документ ОАО РЖД со всеми изъянами такого статуса, указывает он.
Но, добавляет эксперт, остается проблема «очереди для тех, кто вне очереди». В
идеале, считает господин Бурмистров, историю с поручениями следовало бы
институализировать и имплементировать в ПНД, но раз этого сделать не удалось,
это, видимо, «неизбежное зло» в текущей ситуации. Михаил Бурмистров напоминает,
что в условиях мобилизационной экономики государство зачастую вынуждено использовать
дополнительные рычаги, в том числе и для решения логистических проблем. По его
мнению, до завершения активной фазы военных действий на Украине изменений не
будет.
Наталья Скорлыгина