Розалия Заманова
На фоне рекордных оптовых цен на топливо и требований со стороны ФАС к
владельцам сетей АЗС обосновать повышение стоимости бензина в этой сфере может
случиться «разрушение бизнеса». Это приведет к закрытию или слиянию порядка
15-20% независимых АЗС, предупредила в беседе с НСН эксперт топливного рынка
Анастасия Бунина.
По мнению специалиста, с учетом
сложившейся ситуации требование ФАС выглядит необоснованным. Направлено оно к
независимым АЗС, которые уже вынуждены покупать топливо по ценам, которые
значительно превышают его стоимость для вертикально интегрированных компаний.
Такие АЗС просто пытаются «выкрутиться» и выжить, подчеркнула эксперт.
«Они повышают цены, и вопрос ФАС
понятен, но здесь все очень легко объясняется – биржевые цены очень высоки. Для
независимых станций ситуация очень тяжелая, выживет сильнейший. Это все может
привести к разрушению бизнеса», — считает Бунина.
При этом она согласилась, что
независимые автозаправки, число которых от общего не превышает 20%, торгуют по
невыгодным ценам (в среднем на пять рублей выше), из-за чего теряют
покупателей. На этом фоне таким АЗС проще присоединиться к франшизе крупных
компаний за счет слияния, чем работать под собственным брендом, заключила
Бунина.
Напомним, 30 сентября газета
«Известия» сообщила, что на фоне сокращения производства бензина и дизельного
топлива на российских НПЗ и рекордного роста биржевых цен владельцы сетей АЗС в
регионах начали получать письма от ФАС. В них ведомство требует компании
отчитываться о количестве топлива, а также обосновывать повышение цен на него.
Если ФАС сочтет рост цен экономически необоснованным, владельцам сетей грозят
административные штрафы, предписания о снижении стоимости и даже приостановка
деятельности в случае систематических нарушений.