Павел Вихров
Всё больше регионов России сталкиваются с дефицитом бензина — перебои с
поставками топлива фиксируются уже более чем в 10 субъектах. Если ранее
проблемы отмечались на Дальнем Востоке и в Саратовской области, то теперь о
дефиците и вынужденной приостановке работы независимых АЗС сообщают в
Нижегородской, Ростовской, Рязанской областях и в Крыму. Владельцы местных
сетей говорят, что некоторые НПЗ не отгружают 92-й и 95-й бензины уже несколько
недель. Основная причина — сезонное повышение спроса на топливо и рост
активности туризма. Негативно влияют на ситуацию и растущие цены на бензин в
опте, отмечают эксперты. В том, что происходит на российском топливном рынке,
разбирались «Известия».
В каких регионах заправки приостанавливают работу
В ряде регионов России дефицит
бензина уже привел к вынужденной приостановке работы некоторых независимых АЗС.
Об этом «Известиям» сообщают участники рынка.
— На российском рынке топлива,
действительно, наблюдаются определенные сложности. В первую очередь сейчас это
нехватка высокооктановых бензинов, которая обусловлена системным дисбалансом
между производственными возможностями и существующим спросом, фактором
сезонности и рядом иных причин. Поступает информация о перебоях с поставками на
АЗС в ряде регионов, что может приводить в том числе к закрытию заправок, —
сказал «Известиям» президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
По его словам, это в первую
очередь касается Центральной России, юга страны, Поволжья и Дальнего Востока.
Случаи локального дефицита бензина были зафиксированы в более 10 субъектах РФ,
отметили в НТС.
— Мы и наши коллеги столкнулись с
перебоями в поставках 92-го и 95-го бензинов. Это повлекло даже временную
приостановку работы ряда заправочных станций. Кто-то не работает «от бензовоза
до бензовоза», кто-то «замотал пистолеты» уже длительное время. В целом уже
несколько недель ряд АЗС не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих
заводов (НПЗ). О проблемах с поставками топлива сообщают участники рынка всё
большего числа регионов, — уточнила член Российского топливного союза (РТС),
управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
Есть случаи приостановки работы
АЗС и в Крыму, отметил в разговоре с «Известиями» гендиректор компании
«Мосрегионгаз» Герман Колотов. По его словам, перебои с поставками топлива
особенно касаются городских заправок с небольшими объемами хранения.
О дефиците топлива и приостановке
работы заправок сообщили «Известиям» и собеседники в Ростовской и в
Нижегородской областях.
Кроме того, а ограничения в
продаже бензина и дизельного топлива на АЗС жаловались также жители Рязанской
области. В Минэкономразвития региона разъяснили, что ситуация обусловлена
сезонными факторами.
С растущей нехваткой бензина
столкнулись Приморье и другие регионы Дальнего Востока. Здесь причина кроется в
том, что к концу августа регион столкнулся с увеличением вдвое потока туристов.
Также на обеспечении макрорегиона отразились сокращение выпуска расположенными
в ДФО нефтеперерабатывающими заводами.
— Изначально проблема нехватки
топлива носила локальный характер, но теперь можно говорить о том, что
география расширяется: всё больше регионов России сталкиваются с дефицитом, —
отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий
Тортев.
Эта тенденция начиналась с южных
и наиболее отдаленных регионов, постепенно распространяясь по европейской части
страны, добавил он.
«Известия» направили запрос в
Минэнерго с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию.
Биржевая стоимость бензина
При этом следует понимать, что
проблема нехватки топлива на заправках, а тем более приостановки их работы
касается именно независимых АЗС — то есть речь о тех, которые не имеют доступа
к собственным добывающим мощностям и хранилищами, как
вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), отметил Дмитрий Тортев.
Такие сети вынуждены покупать топливо на бирже и, помимо его доступности,
негативно влияет на ситуацию и растущие цены на бензин в опте, пояснил эксперт.
В итоге розничным продавцам просто невыгодно покупать топливо на бирже, чтобы
потом продавать его в минус.
Как писали «Известия», 21 августа
Приморский топливный союз направил обращение вице-премьеру Александру Новаку и
в ФАС, в котором выражена обеспокоенность диспропорцией оптовых и розничных цен
на бензин АИ-92 и АИ-95 на топливном рынке края, а также значительным
сокращением объемов продаж этих видов топлива с нефтеперерабатывающих заводов,
расположенных на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири.
Причинами обострившегося
топливного кризиса на Дальнем Востоке стали отсутствие должного количества
мощностей по переработке и дорогая логистика. Биржевая стоимость бензина АИ-95
в Приморье с начала июня выросла на 30%, превысив 100 тыс. рублей за тонну. При
этом объемы биржевых продаж с двух НПЗ, откуда идут основные поставки бензина в
регион, — Комсомольского и Ангарского, за это же время снизились на 25–57%.
1В начале сентября стоимость
95-го бензина на бирже достигла исторического максимума. По итогам торгов 3
сентября цена АИ-95 с поставкой в европейскую часть России достигла рекордных
82,3 тыс. рублей за тонну. Марка АИ-92 достигла в цене более 70,6 тыс. рублей.
По состоянию на 9 сентября АИ-95 торговался по 79 тыс., АИ-92 — по 71,8 тыс.
рублей соответственно, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной
товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
При этом, как отметил источник
«Известий» в отрасли, нынешняя модель биржевых торгов провоцирует рост цен.
Желающих купить топливо на бирже — больше тысячи, а предлагаемые на отдельных
базисах объемы крайне малы. Сегодня установлен норматив для нефтяников — 15%
бензина от общего объема производства. В результате все партии распродаются
мгновенно, а покупают их единицы, отмечает собеседник. Нефтяным компаниям
зачастую выгоднее продавать свой товар зарубеж, так что идея повысить нормативы
поддержки у крупного бизнеса не вызывает, уточняет источник.
Для сдерживания цен на внутреннем
рынке в июле правительство приняло решение временно, до 31 августа 2025 года,
ограничить экспорт бензина для производителей нефтепродуктов, а позже мера была
продлена на сентябрь.
«Известия» направили запросы в
крупнейшие ВИНКи, а также в независимые сети АЗС.
В чем причина проблем на топливном рынке
В некоторых регионах перебои с
поставками бензина действительно могут наблюдаться. Основная причина —
сочетание снижения производства и сохраняющегося сезона повышенного спроса,
сказал «Известиям» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
В августе-сентябре традиционно
наблюдается сезонный рост спроса на топливо: из-за пика отпусков, активных
поездок на автомобилях и сельхозработ увеличивается потребление бензина,
пояснил Дмитрий Тортев.
В начале сентября на Восточном
экономическом форуме (ВЭФ) глава Минэнерго Сергей Цивилев сообщил, что
ведомство совместно с нефтяными компаниями изменило график плановых ремонтов
НПЗ, чтобы увеличить объемы поставок бензина на внутренний рынок страны.
— Дефицит топлива в регионах
России имеет комплексные причины. Сезонное повышение спроса — отпускной период
и сельхозработы — действительно добавило давления на рынок, однако
дополнительным фактором стали и атаки на российские нефтеперерабатывающие
заводы, — считает топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода.
Решить дефицит можно только двумя
способами: увеличить предложение или сократить спрос, отметил Сергей Кауфман.
— Спрос естественным образом
начнет спадать к концу сентября из-за сезонного фактора. При этом предложение
на внутреннем рынке можно нарастить за счет активизации импорта или
оперативного ремонта пострадавших НПЗ, поскольку запрет на экспорт уже
действует, — считает специалист.
Мерой поддержки топливного
бизнеса для избежания кризиса могла бы стать льготная процентная ставка по
кредитам — как для НПЗ, так и для торговых сетей, считает заместитель
председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий
Гусев.
Постепенная модернизация
производства и адаптация к новым потребностям автомобильного парка позволят
сбалансировать спрос и предложение, но этот процесс займет несколько лет,
отметил Павел Баженов. Более быстрый эффект могли бы дать увеличение объемов
торговли топливом на бирже, формирование в регионах дополнительных запасов, а
также создание благоприятных условий для развития производства высокооктановых
бензинов путем блендинга, заключил эксперт.